Факторы и признаки риска суицида:
- психозы и пограничные психические расстройства;
- суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицид;
- подростковый возраст;
- экстремальные, особенно так называемые маргинальные условия жизнедеятельности;
- утрату престижа;
- конфликтную психотравмирующую ситуацию;
- пьянство, употребление наркотиков.
Среди интроперсональных факторов суицидального риска можно выделить: o особенности характера; o сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам; o неполноценность коммуникативных систем; o неадекватную (завышенная, заниженная или неустойчивая) самооценку; o отсутствие или утрату целевых установок или ценностей, лежащих в основе жизни и т.д.

В процессе анализа релевантных суициду факторов нельзя не остановиться на так называемом "эффекте Вертера" — совершении самоубийства под влиянием чьего-либо примера.
Эпидемии самоубийств, особенно в молодежной среде, может породить талантливое произведение искусства.
Так, доказательно установлено, что появление в 1744 г. "Страданий юного Вертера" И. Гете — гениального описания жизни и смерти юноши от несчастной любви — вызвало целую волну самоубийств среди молодежи, подражавшей любимому герою.
Примерно такой же эффект на русское общество начала XIX в. оказала "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина.
Сотни американцев в свое время последовали примеру Мэрилин Монро, версия об отравлении которой широко обсуждалась в печати. Тот же эффект наблюдался после смерти Сергея Есенина.
Вероятно, описанный феномен кроется в перенесении положительного отношения к герою на все его действия и в "подсказке" потенциальному суициденту способа решения возникшей острой конфликтной ситуации, из которой сам суицидент не видит выхода. В связи с вышесказанным среди суицидологов возник спор о целесообразности "рекламы" подобных "рецептов" решения конфликтов на страницах печати.
Но вернемся к факторам, определяющим реальный суицидальный риск.
Постановка суицидологического диагноза (а он, по мнению многих исследователей, так же правомочен, как и другие) должна осуществляться с учетом как суицидальных, так и антисуицидальных факторов.
К последним можно, очевидно, отнести следующие: o выраженную эмоциональную привязанность;
- родственные обязанности; o чувство долга, понятие о чести;
- зависимость от общественного мнения (в том случае, если общественные нормы не допускают суицида);
- наличие планов, определяющих цель в жизни; o внимание к собственному здоровью; o представление о неиспользованных возможностях;
- наличие эстетических критериев мышления; o экзистенциальное осмысление конфликта;
- утраченная когда-то вера возвращает свое былое влияние, в том числе и на решение потенциального суицидента. Таким образом, это позволяет рассматривать веру как важный антисуицидальный фактор.
Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению?
Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:
- разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
- Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
- Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
- Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
Составлено по материалам Интернета.
|