Среда, 24.04.2024, 02:04
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2017 » Февраль » 2 » Белорусский киборг: У нас здоровые спортсмены так стометровку не бегают, как лучшие спринтеры на Паралимпиаде
16:18
Белорусский киборг: У нас здоровые спортсмены так стометровку не бегают, как лучшие спринтеры на Паралимпиаде

Александр Трипуть — простой белорусский киборг, упавший с высоты четвертого этажа, сломавший шею и позвоночник, но все-таки оставшийся жить. Жить — с нейростимулятором внутри себя и продолжать бороться не только в непростой повседневности, но и в спорте, где тоже всегда есть место подвигу.

На Паралимпиаде в Рио Саша выиграл самую дорогую для себя медаль в метании копья, ставшую в коллекции его наград наиболее скромной по достоинству. Но именно эта бронза сделала его Человеком года — как символ стойкости, несгибаемости и оптимизма, с которым наш герой идет по жизни.

Александр с детства видел плохо — врожденная близорукость. Потому он учился в специализированном гродненском интернате. Затем, после травмы, когда отслоилась сетчатка, начались операции. Первая прошла нормально, а вторая — уже не очень. Один глаз видеть перестал. Саше предлагали среди тотально слепых выступать. 

 

Белорусский киборг: У нас здоровые спортсмены так стометровку не бегают, как лучшие спринтеры на Паралимпиаде

Александр Трипуть


Спорт

- О, его я любил всегда! Гонял в мини-футбол с ребятами, правда, мне врачи быстро запретили это делать — игра все-таки. А вот против легкой атлетики доктора поначалу ничего не имели. Там же контакта нет, никто в тебя со всего маху не врежется. Вначале бегал, потом начал многоборьем заниматься, а там один из видов — метание копья. Оно у меня как-то сразу пошло, в 1999-м на чемпионат Европы поехал — отобрался на Паралимпиаду. И в 2000-м в Сиднее занял второе место.

Мне 18 лет тогда было. Впечатления колоссальные, конечно. Как еще можно было мир повидать? К тому же любимым делом занимаешься, даже деньги за это получаешь. Я за призовые, они тогда небольшие были, домой новый телевизор купил, пылесос и стиральную машину — у нас ее отродясь не было.


Семья

Папа мой всю жизнь трудился на “Азоте”. Заработки всегда хорошие были, но опять же вредное производство. Там никто долго не живет. Батя умер в 2010-м. Мама швеей работала. Помню, на все детские утренники меня костюмами снабжала. Летом в деревни ездил — к бабушкам по маминой и папиной линии. Интересовался, откуда у нас такая фамилия интересная.

По отцовской линии, видимо, корни в Польше — сколько себя помню, всегда был один такой Трипуть. А вот по маминой родственников хватало с избытком. В самом деле, что такое для Беларуси фамилия Кузьмич?

Натерпелась же моя мама со мной... Не говорю уже о 2013-м, мне ведь и раньше хотели запретить легкой атлетикой заниматься, когда уже начал серьезные результаты показывать. Мама тогда расписку написала, что отвечает за здоровье сына сама. Она видела, что спорт для меня стал всем.

А вообще мне ее жалко, что такой сынок попался. Все время какие-то испытания, надо помогать, вытаскивать, ухаживать. Как она только все это выдержала...


Афины-2004

Готовился к той Паралимпиаде изо всех сил. Только пятка беспокоила — бурсит. Особенные надежды возлагал на многоборье, готов был неплохо, в длину прыгал на 6,80, копье метал на 56 метров, диск на 40. 1500 метров бежал за 4.15. Стометровка, правда, хуже всего была — 11,5, но все равно сумма набегала неплохая.

Пятка дала о себе знать уже в Греции. На метании копья в первой же попытке, что называется, вложился по максимуму. Метнул на 56.64 — установил личный рекорд и паралимпийский заодно. Никто меня так и не переметнул, не заставил снова в сектор выходить. Золото. Через день начиналось многоборье.

В нем уже на обезболивающих выступал — особенно после того, как прыгнул в длину. Три утренних вида прошел на зубах, днем мою пятку обкололи со всех сторон. На диск вышел словно в тумане: бросаю, а голова кружится.

1500 метров вообще не помню, как бежал. Хорошо, что основные соперники, поляк и француз, тоже поломались и к тому времени уже сошли. Видел только, как Игорь Фортунов меня обогнал. Он, конечно, больше спринтер, я “полуторку” быстрее бегу. Помню, тогда еще мелькнула мысль: какой же у меня результат на финише будет? Только потом узнал, что пробежал чуть ли не на минуту хуже своего лучшего времени. Но все равно взял серебро.

Ночью заморозка отошла и жизнь, как говорится, заиграла новыми красками. Нога раздулась так, что стала в два раза толще. Утром в больницу. Греки поставили диагноз: трещина в пятке. У нас это по-другому называют — перелом.


23 апреля 2013 года

До сих пор точно не знаю, что тогда случилось. Потом целое расследование было. Как я оказался на земле? Сам выпал из окна квартиры на четвертом этаже или кто-то помог? У меня, помимо переломов, было еще и сотрясение мозга, так что можно понять, что ничего не помнил.

Уже после рассказали, что я ездил в Минск за “головой” от спутниковой тарелки — старая замерзла за зиму и треснула. Что с соседом в тот день обсуждал покупку, планируя заняться ее установкой. Что потом в гродненской квартире была открыта именно та створка окна, которая ближе всего к тарелке... Выпал сам, конечно. Зачем только полез эту тарелку ремонтировать?

Пришел в себя в больнице. Состояние непонятное, вроде как заболел, да как-то слишком сильно, тела вообще не слышу. Просыпался ночью и, понимая, что не могу сесть на кровати, звал на помощь медсестру. Та приходила, давала какой-то препарат — видимо, снотворное — и я забывался. Сейчас понимаю, что воспринял все произошедшее довольно легко. Тем более, когда тебе говорят, что со временем встанешь на ноги и забудешь все, как страшный сон.

Потом уже осознал, что все намного серьезнее. Многочисленные оскольчатые переломы позвоночника с повреждением спинного мозга. Шею тоже сломал, но там хоть осколков не было, поэтому плечевой пояс работает. А вот ноги...

В общем, началась другая жизнь. Чего только не было: боли дикие, отчаяние и восемь операций — в Гродно и в Минске. Каждый раз говорят, мол, эта точно последняя. А потом все снова...


Врачи

Врачей встречал разных, хороших и не очень. Лучшим был нейрохирург РНПЦ неврологии и нейрохирургии Владимир Алексеевец. Обнадежило, что он сразу сказал: “Если я за что-то берусь, то обязательно довожу до конца”. Я уже и не рисковал, благо опыт был, ждал только его, если он куда-то уезжал. А бывал он на повышающих квалификацию зарубежных семинарах. Владимир Владимирович очень крутой. Он продвинутый, живет следующим веком. Такие специалисты — гордость страны. Это я без пафоса говорю — так и есть.

После операции он мне поставил нейростимулятор спинного мозга. Внутри позвоночника, где идет спинномозговой канал, стоит уйма электродов, ну и сам нейростимулятор. Меня однажды пришли переворачивать, чтобы везти на процедуры, а за спиной целый шлейф проводов. Люди очень впечатлились. Назвали меня за это киборгом. Честно говоря, я и сам себя им ощущаю. Врач берет компьютер, что-то на нем делает, а я чувствую, что именно. Странное состояние.

Ну вот смотри: при травме на больное место воздействуют электродами, чтобы вызвать мышечные сокращения. Здесь то же самое, только все это покалывание-пощипывание происходит внутри тебя. Есть пульт, с помощью которого можно уменьшать или увеличивать силу разрядов. Батареи в стимуляторе хватает года на три. Когда она начнет садиться, узнаю об этом сразу же — боли вернутся. Тогда надо будет снова ложиться на операцию.

За год до Паралимпиады познакомился с врачами из больницы “Скорой помощи”. Со мной тогда неприятность случилась. Нога что-то начала болеть и одновременно ухудшилось общее состояние — тошнило, ни есть, ни спать не мог нормально. А я все к чемпионату Европы готовлюсь. Даже умудрился туда поехать — зря, конечно. Здоровье дороже любой медали. Вернулся, врачи за голову схватились — да у тебя же язвы трофические пошли! Еще пару дней и все — в новую паралимпийскую категорию перейдешь. Наорали на меня...

По делу, согласен. Но ногу спасли. Потом главврач урологического отделения поставил какой-то редкий катетер. Я благодарить его, а он усмехнулся только и сказал: “Ты, главное, медаль из Рио привези, это и будет нам благодарностью”.

Все-таки много у нас хороших людей. А я все никак заехать к ним не могу после Рио. Балбес...


Киборг

Так как внутри находится целый механизм, мне нельзя проходить рамки металлоискателей и подвергаться обработке любого излучающего предмета, которыми очень любят пользоваться при индивидуальном досмотре. На этот счет есть справка — обычно никаких проблем не возникает.

Но в Рио они появились. Напрасно пытался что-то втолковать местному секьюрити в паралимпийской деревне. Тот пялился в бумагу с видом человека, который вообще не понимает, что это такое. Он, как волшебник, взмахнул своей палочкой и... бац, мой нейростимулятор вырубился до минимальной величины. Не очень страшно, потому что с помощью пульта можно легко увеличить силу сокращений.

Возвращаюсь в номер, нажимаю на пульт, а он не работает. Меняю батарейку — эмоций ноль. Скажу честно, ощущения были не самыми приятными. В Минске мы этот вопрос решили бы элементарно, но за тысячи километров от нашей столицы...

Хорошо, что написал нашим, они мгновенно ответили и ко мне приехали специалисты швейцарской компании “Medtronic”. Она, к счастью, имеет филиалы во всех странах мира. Меня перепрограммировали. И вручили новый пульт. Вот тогда и вздохнул свободно.

Кстати, швейцарцы хотят меня у себя видеть. Готовы оплатить перелет и пребывание. По их словам, в мире есть только два человека, которые с их нейростимуляторами принимали участие в Паралимпиаде — я и еще какой-то гребец.

Было бы любопытно съездить. Тем более они разработали аппарат нового поколения, который сам реагирует на положение тела человека и, по сути, делает пульт ненужным. Здорово было бы такой получить.


Паралимпиада-2016

Ехал, конечно же, за медалью. Хотя уже то, что просто поехал — достижение. Я ведь хотел доказать и себе, и другим, что могу второй раз войти в одну и ту же реку.

Результат у меня перед Рио был не хуже, чем у рекордсмена мира из Греции — в районе 29 метров. На Играх собирался дать ему бой, но занял только третье место — с результатом, узнав который, мой тренер лишь спросил: “Как так, Саша? Да ты бы левой рукой дальше метнул”. Он прав: это то же самое, если бы метатель на ногах самому себе проиграл двадцать метров.

Ну что тут сказать. Оправдываться не хочется, обвинять кого-то тоже. На Кубке мира метал в одном положении, и оно судей устраивало. В Рио арбитры сказали, что ноги вываливаются, мол, нельзя. А шест, за который держусь, положение менять не мог. Поэтому, отодвинув сиденье, я не упирался в него, а фактически за ним тянулся — какая уж тут техника и сила броска... Хотя меня все равно трудно убедить, что грек на голову меня выше.

Просто он опытнее. Но я не хуже. Опыта тоже набрался, ошибки свои теперь учту и в следующий раз в такую ситуацию уже не попаду.


Время

Наш паралимпийский спорт движется вперед семимильными шагами. Прошло время универсалов, которые могли закрыть едва ли не половину видов. Настало время жесткой специализации.

Взять хотя бы метателей копья. В 2000-м я стал вторым с результатом 47 метров, через четыре года выиграл с 56 метрами. А сейчас, чтобы завоевать золотую медаль, надо посылать снаряд за 67 метров. И так везде. У нас в стране здоровые спортсмены так стометровку не бегают, как лучшие спринтеры на Паралимпиаде.


Друзья

Есть настоящие, а есть и те, которые ими быть перестали. Это как? Да просто. Одно дело, когда ты на своих ногах стоишь, и совсем другое, когда на коляске. Бывает, разговоры заводят: мол, если бы со мной такое случилось, я бы давно повесился. Тебе и так на душе муторно, а когда еще такое говорят...

Или еще хуже: приходят в гости с бутылкой водки. Мол, Саша, раз уж такое дело, то надо его залить. Ну как это? Типа жизнь закончилась и мне теперь надо сидеть дома и водку глушить. Какие это друзья? Случайные люди. Настоящие друзья совсем другие. И я рад, что у меня их много.

Хорошие отношения с нашими лыжниками-паралимпийцами. Женя Лукьяненко со мной в одной комнате в гостинице живет, у нас никаких проблем в общении. Вася Шаптебой тоже свой парень. Он, конечно, уникальный человек с медалями летних и зимних Паралимпиад.

В Рио я болел за всех наших. Но особенно за фехтовальщиков. Классные ребята. Андрей Праневич вообще молодец, пример для любого. Тренер у него классный — я его как-то сразу выделил, веселый такой, позитивный. Семеном зовут. Он Андрею помогал за свой счет на соревнования выезжать. Согласись, это показатель.

Специально ездил посмотреть на поединки Андрея. На предварительной стадии все было хуже некуда — одна победа при четырех поражениях. Потом, смотрю, начал Андрюша один поединок за другим выигрывать. А мне как раз перед полуфиналом надо было к врачу ехать. Еду и думаю, хорошо бы Андрею зацепиться за медаль — все равно за какую. Но надо обязательно первый матч выиграть! Приезжаю, а он, оказывается, уже оба выиграл. Чемпион!

Мы с ним потом подружились. Андрей советы всякие практичные давал. Все-таки он давно уже на коляске.

А еще есть друзья из большого спорта. Помню, первой ко мне домой приехала Алина Талай. О ней раньше только из прессы знал, а тут лично... Очень интересная девушка. Такая вся мегаактивная — видно, что живет множеством мероприятий вне спорта, и ей это очень нравится.

Саша Герасименя, как мне кажется, по характеру другая. Куда более спокойная, но такая же доброжелательная. Поразило, что при всех титулах и регалиях остается очень простым и приятным в общении человеком. Иной и десятой доли того не выиграл, а уже начинает смотреть на людей сверху и давать умные советы. А с Сашей просто приятно иметь дело. Она всегда улыбчивая. Словно солнышко.

Познакомился и с Дашей Домрачевой — совершено неожиданно, но потом понял, что это подстроили друзья. Оказались вместе в одном кафе. Даша похожа на Сашу, в ней тоже есть свет, та же доброта и простота — и ни капельки звездности. Не почувствовал я от нее — легендарной уже, можно сказать, спортсменки, — что она одного уровня, а я другого. Общались на равных. Но, конечно, не мог не заметить, какая от нее исходит сумасшедшая энергетика.

Серега Штанюк. Очень надежный человек, безотказный. Если тебе куда-то срочно надо, откликается сразу. А потом норовит в свою кофейню завезти и снабдить хорошим кофе. Так что его у меня всегда вдоволь для друзей.

Их, конечно, в этом году прибавилось. Помню, приехал на Кубок мира в Дубай, где надо было заново пройти медицинскую комиссию. Знаю, что пройду и получу ту группу, которая у меня есть, но все равно волнуюсь — мало ли что... Кроме того, надо было войти в рейтинг пяти лучших метателей, чтобы попасть на Паралимпиаду. Скажу честно: мандражировал очень, потому что это был последний шанс, и любая мелочь могла лишить мечты, которой жил последние годы.

Приехал после тренировки в отель, открываю фейсбук, а там фото девчонок из гандбольной “Команды мечты”. Стоят в спортивном зале и держат в руках большие буквы “Саша, верим!”. Да, именно так — с восклицательным знаком. И сразу такой прилив сил появился... Да какие там соперники могут быть — у меня ж такая поддержка! Выступил отлично, сделал все что хотел.

Часто бывает, что когда куда-то приезжаешь на коляске, то на тебя сразу же обращают внимание. Нет, никто ничего не говорит. Но понимаешь — все тебя заметили. И от этого испытываешь неловкость. Мне совсем не хочется быть в центре внимания. Хочется быть таким же, как и все. А вот с девчонками мы никогда не разговариваем о проблемах или колясках. Болтаем обо всем, смеемся, и очень радостно, что я просто собеседник. Такой же, каким был до этой коляски. Ничего не изменилось, просто немного поменялись жизненные обстоятельства, но ничего, мы с этим справимся.


Любовь

Конечно, раньше встречался с девчонками. Но не настолько серьезно, чтобы терять голову. Может, просто не нашел девушку, с которой хотелось бы связать жизнь навсегда.

А потом, после травмы, сам понимаешь... Конечно, думаю об этом, и мрачно на душе становится. Хочется, чтобы в моей жизни были любовь и человек, который поддерживал бы во всем.

Наверное, найти его будет непросто. Но я знаю немало примеров, когда человек на коляске устраивает свою личную жизнь и счастлив многие годы. Долго и думать не буду — недавний товарищ по паралимпийской сборной Коля Безъязычный женился на здоровой девушке. Сумел ее обаять. Хотя, наверное, правильнее будет сказать, что встретились две половинки, которые не могут жить друг без друга.

Когда оба человека на коляске — это здорово, наверное, какая-то суперлюбовь. Но все же лучше, когда один человек полностью здоров — чтобы помочь, когда сам справиться не можешь. Хотя, конечно, это не говорит о том, что жена должна стоять над тобой целыми сутками. Я хотя и с ограниченными возможностями, но все же человек. И многое сам могу.

Главное в жизни — это семья, дети. Человек должен что-то оставить после себя. Медаль, да, хорошо, но это все лишь кусок металла. Спрятал в шкафу, и все. А ребенок, человек — это целая жизнь, из которой потом родится еще одна жизнь и судьба. А может, и не одна.

Мой идеал девушки? Главное, чтобы характерами сошлись. Опять же повторюсь: не хочу, чтобы меня жалели. Не надо слишком много ласки, лучше пусть даст пинка под зад. А вообще тяжелая тема, о которой, по большому счету, задумался после Паралимпиады. Даже к психологу хочу обратиться. К той, что работает с Сашей Герасименей.

Разговоров-то на самом деле вокруг много. Рано или поздно любая беседа съезжает на женщин. И начинается... “А как ты с ними, а что? А ведь это же непросто...” Даже не знаю, зачем люди такие разговоры заводят. Может, на самом деле хотят как лучше, но по их рассказам после этого мне действительно лучше повеситься, потому как главные трудности только впереди.

Но откуда, с другой стороны, им знать об этих трудностях? Вообще считаю, что испытания даются нам для того, чтобы больше ценить жизнь. Теперь дорожу каждым днем, стараюсь прожить его не зря. А многие люди просто не понимают, что жить надо на всю катушку, и тратят драгоценные мгновения на всякую ерунду.

Своим примером стараюсь показать, что всегда надо бороться до конца. Мне на самом деле много людей пишут в соцсетях. Мол, спасибо вам, Саша, за то, что вы есть. Вы для нас пример отношения к жизни. Приятно.

Но на самом деле человек многое может. Думаешь, мне не хотелось много раз все бросить? Но твердил себе: если я — киборг, то все смогу, все выдержу. Тем более когда в тебя верит такое количество замечательных, умных и красивых людей.


Будущее

Не знаю, каким оно будет. Конечно, первым делом хочется создать семью. Но это, как мне кажется, от меня не очень-то и зависит. Это судьба. Если тебе суждено встретить человека, от которого у тебя будут дети, то все случится. А если нет, то...

Со спортом проще. Знаю, что могу выступить как минимум еще на одной Паралимпиаде. Нельзя мне сейчас расставаться с копьем. Не по-мужски это будет, надо взять реванш. Во всяком случае, приложить все силы. Дело даже не в медали — в результате. Своим в Рио недоволен, так что надо исправляться.

Но все равно из спорта нужно уходить на вершине. Не люблю историй о том, как знаменитые спортсмены выступали только потому, что не могли найти себе занятия в обычной жизни, и болельщики смотрели на них с сочувствием. Это точно не для меня. Меня никто жалеть не будет.

 

http://udf.by/ 

Просмотров: 1629 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"