Четверг, 18.04.2024, 02:27
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2016 » Октябрь » 20 » Что помогает творчески мыслить: гены, строение мозга или психические отклонения?
00:17
Что помогает творчески мыслить: гены, строение мозга или психические отклонения?

Доктор психологических наук, профессор Стэнфордского университета Грегори Джей Фейст выделил шесть составляющих, которые отвечают за творческую деятельность.

Генетическая наследственность

Генетики выяснили, что в процессе передачи генов происходит их смешивание, перемещение и иногда мутация, эта теория была пересмотрена. Психолог Дин Симонтон провел эксперимент, в ходе которого выяснил, что умение творчески мыслить и наличие высокого интеллекта зависят одновременно от наследственности и собственного жизненного опыта личности, при этом генетика здесь оказывается все-таки менее важна: креативность только на 3-9% зависит от наследственности, а умственные способности - на 10-20%.

Если же говорить об «отрицательном» генетическом материале, то он передается куда чаще, причем последствия могут быть удручающими: например, у беременной женщины, которая курит или злоупотребляет алкоголем и наркотиками, вероятнее всего родится ребенок с умственными отклонениями. Выводом ученого стало то, что, даже если у здорового человека нет гениальных родственников, он может развить свои способности к творчеству; человек же с «плохими» генами в большинстве случаев не имеет такой возможности.

Строение мозга

Многие ученые полагают, что от того, как устроен наш мозг, зависит, наша способность к творчеству и интеллектуальной работе. Часть из них полагает, что определяющую роль играет правая лобная доля – она отвечает за умение мыслить креативно, а также за обработку больших объемов информации и обобщение идей.

Впервые эта мысль возникла 20 лет назад, когда ученые столкнулись с уникальным случаем – женщина, у которой развилась деменция (слабоумие) и была потеряна речевая способность, начала создавать утонченные, невероятно глубокие и осмысленные картины. Выводом врачей стал тот факт, что наша визуальная креативность «сдерживается» левой частью лобной доли, которая отвечают за речевые способности. У пациентки, «речевые» функции мозга которой как раз были нарушены из-за деменции, развились клетки мозга, отвечающие за более тонкое восприятие, и появилась склонность к творчеству.

Помимо этого наблюдения, был сделан следующий эксперимент. Врачи собрали две группы испытуемых: в первую вошли люди творческих профессий, во вторую - нетворческих. При выполнении тестовых заданий наблюдаемые из первой группы действовали творчески и неординарно, и у них активно работала вся префронтальная кора мозга. Наблюдаемые из второй группы подошли к заданиям гораздо менее оригинально, и у них была зафиксирована работа исключительно левой части префронтальной коры. Выводом ученых опять же стал факт о том, что за творческий подход отвечают лобные доли мозга, а именно - их правая часть.

Другая часть ученых считает, что способность творчески мыслить зависит от числа нервных волокон, которые соединяют различные части мозга. У тех, кто умеет быстро находить оригинальные идеи, их больше - именно поэтому они обладают более развитыми когнитивными способностями и мгновенно находят сразу несколько интересных решений проблем.

Когнитивные качества

Многие полагают, что наличие или отсутствие творческих способностей зависит от определенных личных качеств человека: тот, кто любознателен, открыт новому, не склонен к предрассудкам и потому гораздо более творчески подходит к решению различных проблем. Эта точка зрения активно распространяется примерно с середины 1990-х - именно с этого времени практически каждый год выходит огромное количество научно-популярной литературы о том, как повысить свой эмоциональный интеллект и научиться мыслить оригинально.

Ученые-психологи поддерживают эту идею – действительно, открытость является обязательным качеством творческой личности. Но есть важное замечание. Творческая личность, которая, как правило, готова экспериментировать и действовать свободно, не должна быть ограничена конкретной целью. Открытые творцы лучше решают неопределенные задачи, требующие воображения и допускающие отклонение от конечной цели, и гораздо хуже - четкие задачи, которые лучше ставить перед простыми исполнителями.

Социальные качества

Представление о творческой личности как о независимой от общества и, как правило, интровертивной личности довольно распространено, но не всегда соответствует действительности. На самом деле, креативных людей, которые ведут активный социализированный образ жизни примерно столько же, сколько творцов-интровертов. В действительности людей, склонных к творчеству, чаще отличают от тех, кто далек от него, политические убеждения.взгляды.

Психологи опросили более 400 студентов об их политических взглядах и наличии хобби и вывели соответствие: консервативно настроенные студенты в общей массе не имели никаких особенных любимых занятий и потребности в творческом самовыражении, а либеральные респонденты пытались проявить себя, помимо учебы, в каком-то творчестве.

Мотивационно-эмоциональные качества

Психологи полагают, что творческий человек всегда движим мощной внутренней мотивацией. Психоаналитики ее с подсознательным страхом смерти и желанием успеть сделать как можно больше и лучше. Другие психологи считают, что виды внутренней мотивации различаются у творческих людей по профессиям: для ученых - это желание найти истину, для артистов - выразить себя.

При этом денежное вознаграждение, как правило, не является хорошей мотивацией. Было экспериментально подтверждено, что группа людей, разрабатывавших творческое решение проблемы бесплатно, справилось с заданием гораздо лучше той, которая получила за это же плату, но это происходило при условии, что каждая их групп знала заранее, на каких финансовых условиях она работает.

Психические расстройства

Часто способность нестандартно мыслить связывают с ненормальным состоянием: если человек думает не так, как другие, значит, он психически отличается. Например, британский ученый-психолог Ганс Юрген Айзенк полагает, что к творчеству наиболее способны те личности, состояние которых близко к так называемому психоцентризму, который выражается в предрасположенности к психозу и даже шизофрении.

Также психологи сформулировали набор из четырех шизотипических качеств (так называемый O-LIFE, The Oxford-Liverpool Inventory of Feelings and Experiences), которыми чаще всего обладает творческая личность: склонность к необычным переживаниям, когнитивное расстройство, интровертивная ангедония (утрата получать удовольствие) и агрессивный нонкоформизм. 

Просмотров: 1558 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"