Пятница, 19.04.2024, 10:34
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2016 » Декабрь » 20 » Как правильно говорить о проблемах душевного здоровья?
10:52
Как правильно говорить о проблемах душевного здоровья?

  Большинство современных людей не понимает, что такое душевное здоровье. По статистике, каждый четвертый человек испытывал  какие-либо психические нарушения. При этом, более чем в 40% стран не существует институтов помощи душевнобольным. Более того, кажется, что у нас нет ни малейшего понятия о том, как следует обсуждать проблемы таких людей, сохраняя при этом уважительное и ответственное отношение к ним. Стигма и дискриминация это два самых серьезных препятствия для открытого и продуктивного обсуждения нарушений психического здоровья. На мой взгляд, основные проблемы лежат в сфере общения.

  Мы попросили семерых экспертов в области душевного здоровья ответить на следующие вопросы: «Как следует обсуждать душевные заболевания?», «Как это делают сведущие и тактичные люди?» и "Насколько деликатными должны быть СМИ при обсуждении данной проблемы?».

mental_health.png

Покончить со стигмой

Разумеется, проще сказать, чем сделать. Вот точка зрения журналиста Эндрю Сόломона: «Люди до сих пор думают, что есть нечто позорное в том, чтобы страдать от душевного заболевания, считают, что это  указывает на личную слабость, в глазах людей - это падение. Душевная болезнь ребенка воспринимается его родителями как их личная несостоятельность».

Само-стигматизация может помешать человеку говорить о его собственных душевных расстройствах. По выражению невролога Сары Каддик, если кто-то указывает себе на запястье, показывая, что оно сломано, то вы быстро понимаете, в чем дело. Однако, все обстоит иначе, когда дело касается полутора килограмм содержимого чьей-нибудь черепной коробки. «Когда начинаешь говорить о своей психике, люди нервничают, ведь в ней кроется наша способность быть теми, кто мы есть, быть «нами» — «нами» как людьми, как личностями. А ней наши мысли, страхи, надежды, наши стремления, наше всё». 

А вот мнение специалиста по юридической помощи душевнобольным Викрама Пэйтела — «Гнетущие душевные состояния могут восприниматься окружающими как часть вас самих или как форма ваших социальных отношений, но ведь навешанный медицинский ярлык это отнюдь не то, с чем, например людям в депрессии, комфортно жить». 

Разрушение стигмы это то, что в перспективе, действительно может помочь начать с пользой обсуждать тему душевного здоровья.

Избегайте связывать преступления и душевные расстройства.

Люди склонны преувеличивать роль душевных расстройств в криминальном или агрессивном поведении. 

Говорит Сара Каддик: «Допустим, происходит некое громкое событие, вроде случая в Колумбине или Виргинском политехе. Представители СМИ начинают задавать вопросы из серии «Разве никто не знал, что у него биполярное расстройство?» и «Может  него шизофрения?». Из-за этого некоторые могут решить «Значит все у кого есть биполярное расстройство могут пойти и перестрелять кучу народу в школе» или «Больные шизофренией не должны просто так ходить по улице». 

Сόломон согласен, что подобные суждения работают против конструктивного обсуждения проблем психического здоровья: «Существует тенденция от которой следует избавляться — стремление связать преступления и психические заболевания, которые, на самом деле, никак не связаны с криминалом. «Этот человек был в депрессии и всех поубивал» — тут вам следует подумать и разобраться: да, он был в депрессии и всех поубивал, но все же, большинство депрессивных людей никому не вредят.

Однако существует связь между самоубийствами и психическими заболеваниями

По данным национального института психического здоровья (NIMH), 90% покончивших собой людей страдали депрессией или другими душевными заболеваниями, одновременно с этим они могли злоупотреблять наркотиками. Мы пока не уделяем этой связи должного внимания. 

Сόломон считает, что «В то время как предрассудки о связи психических расстройств и преступлений слишком устойчивы, в общественном сознании, связь таких расстройств с суицидами крайне слаба. Вот на что я постоянно натыкаюсь в статьях — «такой-то убил себя из-за того что его предприятие разорилось, а жена ушла» — и тогда я думаю: "Ладно, все это были лишь провоцирующие обстоятельства, но человек убил себя из-за того, что страдал от душевного расстройства, приведшего к суициду, он находился в жуткой депрессии».

Избегайте употребления таких слов как «сумасшедший»  или «псих»

Нас не удивило то, что все опрошенные эксперты резко осудили употребление таких расхожих жаргонных слов как «псих», «шизик», «поехавший», «лунатик» или «полоумный». Стигматизирующие слова, слова-ярлыки, впечатываются в умы людей с самого раннего возраста. В борьбе с этим явлением, руководитель NIMH, Томас Инсэл пошел дальше других — его вообще не устраивает формулировка «проблемы душевного здоровья». «Мы что, должны называть рак «проблемой внутриклеточного обмена»? Называть серьезные душевные заболевания «расстройствами поведения» все равно, что называть рак «болевым расстройством».

Впрочем, у комика Руби Вакс иная точка зрения: «Говоря о психически неуравновешенных людях, я могу назвать их «сумасшедшими». Считаю, что если делать это в правильном тоне, то проблемы тут нет. Давайте не будем зацикливаться на мелочах».

 Если вы готовы рассказать о собственном опыте душевных расстройств, тосделайте это.

Само-ребилитация в чужих глазах может быть весьма действенным методом. С его помощью можно достучаться как до людей имеющих единичный опыт психических расстройств, так и до всех остальных. 

Сόломон считает, что люди, которым есть чем поделиться из своего опыта, непременно должны это делать. «Одно из наиболее глубоко задевших меня писем, состояло из всего одного предложения, и не было подписано. Человек просто отправил открытку, написав на ней следующее «Я собирался убить себя, но прочел вашу книгу и передумал». В самом деле, я подумал «пусть даже никто больше не прочтет ничего из написанного мной. В жизни я уже сделал что-то хорошее». Крайне важно просто продолжать писать о подобных вещах. Думаю тут есть какой-то «эффект просачивания»: когда даже небольшая часть идей из серьезных книг постепенно проникает в общую лексику, то обсуждать все эти вещи становится легче».

Сόломон, Вакс и Темпл Грэндин, о котором упомянем ниже, стали знамениты благодаря тому, что публично поднимали проблемы защиты душевнобольных, делясь собственными переживаниями.

Не судите о человеке по его душевному заболеванию

Как по психическому, так и по соматическому заболеванию нельзя судить о том, что из себя представляет человек. По утверждению экспертов, хотя грань между душевной болезнью и остальной личностью подчас бывает несколько размыта, проводить её необходимо. 

Словами Инсела, «мы должны говорить о психических расстройствах так же, как говорим о любых других заболеваниях. Мы  не судим о человеке по болезням его тела, но мы всегда крайне осторожны с людьми, у которых выявлена психическая патология, мы сомневаемся в их адекватности или даже ждем опасности с их стороны». 

Каддик соглашается — «Множество вещей происходит внутри нашего мозга, и если что-то идет не так, это еще не значит, что все неправильно».

Отделяйте человека от его болезни

Продолжая уже сказанное, Инсел и Пэйтел советуют избегать формулировок характеризующих людей, исключительно в свете имеющихся у них психических расстройств. Инсел рекомендует: «Говорите «человек, страдающий шизофренией», а не «шизофреник». (Он так же отмечает, что люди страдающие аутизмом, настойчиво требуют, чтобы их называли «аутичными»). Чтобы понять в чем разница – говорит Пэйтел – уважайте и будьте вежливым с каждым. «То о чем вы говорите – не часть человека, а нечто от чего он страдает и с чем живет, нечто совсем чуждое его личности».

Часто проблема не в том, что мы используем не те слова, а в том, что не говорим вовсе.

Иногда дело начинает идти на лад, если выговориться. Говорит Сόломон «Виттгенштейн сказал «Я знаю лишь то, для чего существуют слова». И если у вас не находится слов, то вы не можете кому-либо объяснить чего хотите. До определенного момента вы даже самому себе не можете объяснить, в чем нуждаетесь. И вам не станет легче». 

Как хорошо известно Крису Ли, специалисту по предотвращению суицидов, говорить о депрессии и суицидах необходимо. Организации, повышающие осведомленность населения в области депрессии и суицидального поведения так же обязаны бороться и с ростом числа самоубийств или т.н. «подражательных суицидов», всплеск которых могут быть спровоцирован повышенным вниманием СМИ, особенно в молодежной среде. 

Ли всерьез убежден, что попытки построения диалога, в конечном счете, приносят пользу. Есть одно простое решение, говорит он, это личное действие: «Обратитесь к своим друзьям. Если вам плохо, поговорите с кем-нибудь, вспомните момент, когда ваш друг был угнетен, и выслушан вами, разве ему не стало легче? Так что открывайтесь, поддерживайте окружающих, говорите о своих чувствах и налаживайте отношения». 

Откройте для себя удивительные способности людей,  психика которых отличается от большинства.

Активист движения в защиту аутистов Темпл Грэндин говорит «Не будь повсюду чуточки аутизма – мы бы сейчас не пользовались телефонами». Он описывает профессиональное техническое сообщество буквально наполненным первопроходцами с аутистическими чертами. «Эйнштейн определенно был одним из них, у него не было речи до трех лет. А Стив Джобс? И это только умершие, которых я могу назвать поименно. Что до живых, вам стоит поискать их в интернете». 

Насчет депрессии Грэндин замечает — «Занимающиеся депрессией общественные институты должны подчеркивать то, как много действительно талантливых людей, людей чьи книги, чьи фильмы, чье творчество мы любим, имело массу проблем из-за депрессии. Видимо, какая-то часть генов делает вас чувствительным, эмоциональным, ранимым и одновременно одаренным в некой частной области».

Юмор спасает

Как говорят некоторые, юмор – лучшее лекарство для вашего мозга. Комик Вакс утверждает «Если вы оформите свое послание людям  в виде шутки, то пойдете в их внутренний мир. Людям нравится новизна, а лично для меня это своего рода прелюдия: вначале надо смягчить публику, а уж потом можно представать сколь угодно мрачной. А вот если вы ноете, ноете о том, как трудно быть женщиной или черным, то – удачи. Всем начхать. Это так, смеясь над собой, люди освобождаются».

Источник: Thu-Huong Ha «How should we talk about mental health?»   http://ideas.ted.com/how-should-we-talk-about-mental-health

Просмотров: 1616 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"