Вторник, 23.04.2024, 19:56
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2017 » Апрель » 7 » Очерки психоневролога: Неврастения связана с ошибками в воспитании
08:03
Очерки психоневролога: Неврастения связана с ошибками в воспитании

  Когда говорят о ком-либо, что он нервный, чаще всего под этим подразумевают неврастению. Это самый частый вид нервного расстройства как у детей, так и у взрослых. Неврастеник испытывает целый ряд неприятных ощущений: у него болит голова, колет и замирает сердце, он легко утомляется и сонлив днем, зато плохо спит ночью, он крайне раздражителен, ему мешают посторонние шумы, разговоры, стуки и т.п.

 Различают две формы неврастении: так называемую астеническую, проявляющуюся прежде всего в общей слабости, утомляемости, плаксивости, пугливости ребенка (которая чаще встречается у дошкольников и младших школьников) и гиперстеническую, при которой на первый план выступают раздражительность, вспыльчивость, упрямство, излишняя подвижность (чаще встречается в раннем школьном и подростковом возрасте); но различие между этими формами не всегда четкое, и сплошь да рядом у одного и того же ребенка наблюдаются вместе и слабость, пугливость и раздражительность, упрямство; поэтому неврастению большинство авторов определяет как «раздражительную слабость».

 У неврастеников порог возбудимости ниже, чем у здорового, поэтому те ощущения (раздражения), которые не замечаются или мало беспокоят здорового человека, кажутся неврастенику непереносимыми.

  Вот пример. Неврастеник жалуется на сердцебиение или ощущение «стягивания головы каской». Если у здорового человека нормальные сокращения сердца или естественное давление на голову сухожильного шлема остаются за порогом создания и потому не замечаются, то неврастенику – человеку со сниженным порогом возбудимости, - они причиняют немалые страдания.

  В отличие от невропатии и психопатии, которые связаны с недоразвитием тормозного процесса вследствие каких-либо органических повреждений мозга, причиной неврастении являются психогенные воздействия: длительные неприятные переживания, страхи, перенапряжения нервной систему и т.д.

неврастения симптомы

Как указывают В.Н.Мясищев, С.Н.Давиденков, А.М.Свядощ и ряд других советских психоневрологов, такая неврастения возникает в результате воздействия внешней среды и прежде всего из-за неправильного воспитания, а физическое ослабление организма (вследствие желудочно-кишечных расстройств, глистов, перенесенных инфекций или простуд, болезней желез внутренней секреции и т.д.) лишь создает фон, благоприятствующий возникновению нервозов.

Академии И.П.Павлов считал, что неврастенически срывы возникают обычно по одному из трех механизмов: при перегрузке (перенапряжениях) процесса возбуждения, или перегрузке процесса торможения, или в случае их «сшибки», то есть условий, при которых в коре головного мозга как бы внезапно сталкиваются два противоположных процесса.

Непосильная нагрузка на процесс возбуждения, приводящая к неврастеническому срыву, может возникнуть при каком-либо испуге: падении с высоты, транспортной катастрофе и т.п.

признаки неврастении

Однако при оценке роли самого испуга надо помнить, что ведущее значение в возникновении нервного срыва имеет не столько сила или характер самого психологического воздействия, сколько то, как оно представляется ребенку, в первую очередь под влияние оценки, даваемой ему взрослым.

Значительно чаще неврастенизация ребенка или излишнее перевозбуждение возникают не от случайных пугающих событий, а от тех причин, которые длительно или постоянно держат нервную систему ребенка в перенапряжении.

У дошкольников такой причиной может служить перегрузка, обилие новых и ярких впечатление: слишком частые просмотры телевизионных передач, чтение слишком большого количества новых книг, избыток новых игрушек, постоянное пребывание в большом и шумном обществе и т.д.

У школьников чаще всего такая перегрузка возникает от слишком длительных занятий, не позволяющих нервной системе ребенка в нужной мере отдохнуть. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда родители, не учитывая сил и способностей ребенка, требуют от него обязательно заниматься только на круглые пятерки, да еще к обычны школьным занятиям добавляют ряд дополнительных – в виде уроков музыки, изучения иностранных языков и пр.

Очень тяжело влияют на нервную систему ребенка происходящие на его глазах ссоры и конфликты между родителями. Поэтому все свои разногласия родители должны стараться улаживать в отсутствие детей.

неврастения симптомы и признаки

Неврастения вследствие хронического перевозбуждения может возникнуть у ребенка и в том случае, если он постоянно находится под страхом наказания за какой-либо проступок: плохую отметку, нечаянно разбитый стакан и т.д. Когда ребенок совершил проступок неумышленно, тем более когда поступить иначе он не могу, угроза наказания особенно травмирует психику.

Заслуженное наказание за сознательно совершенный серьезный проступок, справедливость которого ребенок осознал, хотя, естественно, и огорчает его, тем не менее никогда не приводит к развитию неврастении. Надо только помнить, что наказание не должно быть повседневным методом воздействия и должно применятся как можно реже, лишь при крайней необходимости. О том, насколько теряется его воспитательная сила от слишком частого применения, можно судить по высказыванию одного из моих маленьких пациентов. Этот мальчик сделал следующее «открытие»: «Сколько ни старайся вести себя хорошо, все равно к чему-либо придерутся и раза два в день влетит, так уж лучше я буду делать то, что хожу, попадет не два, а три раза, какая разница, я к этому уже привык».

Если на ребенка не обращают внимания, мало интересуются его развитием, то он расходует свою энергию беспорядочно, если же ребенка опекают, делая без конца замечания (туда нельзя, то нельзя), то он становится инертнее, безразличнее. Чем разумнее и содержательнее постоянное общение с детьми, тем меньше требуется «чрезвычайных мер». Но даже когда есть повод для вмешательства, еще раз подумайте, прежде чем перейти к действию.

Неврастенический срыв по второму механизму, то есть перегрузка тормозного процесса, возникает у ребенка, когда ему приходится постоянно сдерживаться, затормаживать свои желания. Обычно это случается, когда ребенку постоянно все запрещают, излишне ограничивают его активность, когда основными воспитательными «аргументами» становятся «перестань», «нельзя».

неврастения

Перегрузка тормозного процесса возникает и в тех случаях, когда родители или воспитатели злоупотребляют наказаниями, связанными с ограничением свободы и активности ребенка: ставят его на длительное время в угол, лишают прогулок, запрещают любимые игры и т.д. К детям с ослабленным процессом торможения такие наказания не должны применяться.

Неврастенический срыв по третьему типу, физиологическая сущность которого – «сшибка» процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, может возникнуть у ребенка при различных обстоятельствах.

 

 

 

 

Он возникает, если ребенку приходится длительное время испытывать противоположные эмоции; например, он чувствует острую неприязнь к отцу, бросившему семью, и одновременно не менее сильную привязанность к нему. Возникает такой срыв и у детей «инертного типа», если их часто заставляют в «самом разгаре» внезапно отвлекаться от любимых игр или занятий и переключаться на что-либо другое. Однако чаще всего срыв по этому типу возникает при условии, когда абсолютно аналогичные поступки ребенка в одном случае хвалят, а в другом наказывают. Здесь логика взрослых настолько непостижима для ребенка, что вызывает в нем одновременно живой протест, и унылую подавленность, то есть возбуждение и торможение, а это и есть «сшибка».

Остановлюсь еще на одной из возможных причин развития неврастении у школьников и подростков. Эта причина – отсутствие правильного мировоззрения, недопонимание особенностей нашей морали, тех норм поведения и отношений между людьми, которые характерны именно для нашего общества. Надо с самого детства внушать ребенку, что он является членом большого коллектива, что всюду – в семье, в школе, на улице, на производстве – он должен в меру своих сил и возможностей помогать окружающим, проявлять о них заботу. На смену старой морали, согласно которой «человек человеку волку», пришла новая мораль, ее главный закон – «человек человеку, друг, товарищ и брат»; нужно развивать у детей любовь, уважение, терпимость к людям, стремление быть с ними и обязательно полезным им.

неврастения лечение

Как часто неврастенические срывы вызываются и поддерживаются возникшими из-за мелочей или недоразумений длительными конфликтами с соседями по квартире или товарищами по учебе и работе, ссорами, сопровождающимися взаимными оскорблениями, одинаково травмирующими нервную систему и того, кто и подвергается, и того, кто их наносит.

Нужно научить ребенка и прежде всего показать на собственном примере, как можно спокойно и вежливо разрешать любой конфликт и дома и в школе, на примере убедить его, что спокойный и корректный ответ даже на грубый выпад предотвращает конфликт к общему удовольствию.

Нередко причиной повышенной нервозности оказывается страх перед экзаменами и зачетами, а этот страх – также результат неправильно воспитания.

Ученица десятого класса, семнадцатилетняя девушка направлена к нам школой для решения вопроса об освобождении ее от экзаменов на аттестат зрелости. И хотя до экзаменов оставалось еще свыше двух месяцев, даже мысль о них внушала девушке такой неодолимый ужас, что она просила выпустить ее без аттестата.

Учиться она на четверки и пятерки, трудолюбива, с довольно хорошими способностями. Все школьные годы панически боялась ответов у доски, контрольных работ и особенно экзаменов, хотя, как правило, сдавала их успешно. За все школьные годы лишь один раз получила двойку на экзамене в пятом классе по английскому языку. За эту двойку была сурово наказана. С тех пор ужас перед экзаменами усилился во сто крат. Она всегда готовилась к ним более чем добросовестно, но уверенней от этого не становилась. Возможность провала висела над девочкой как дамоклов меч. И когда подходила пора испытаний, девочка нервничала, волновалась так, словно речь шла о жизни и смерти.

Мы провели с ней ряд бесед, разъяснили, что целью экзамена является не только проверка знаний, потому что педагоги и так уже достаточно знают ее по тому, как она занималась в течение учебного года, но и проверка умения учащегося показать свои знания, сосредоточиться, не растеряться перед аудиторией. Это умение потребуется ей в дальнейшем, например при публичных выступлениях. Я сказал ей, что если она захочет, я дам справку об освобождении от экзаменов, но разве ей не интересно самой проверить и свои знания и свои внутренние силы и возможности, суметь, преодолеть нелепый страх. Ведь впереди экзамены в вуз, а экзамены на аттестат зрелости – самая лучшая тренировка перед ними.

неврастения симптомы и лечение

Девушка согласилась с нашими доводами. После разъяснительных бесед мы несколько раз прорепетировали ее экзаменационные ответы, которые она произносила подчеркнуто уверенным тоном, сначала в состоянии гипноза, а потом и наяву.

Лечебное значение этого приема основано на том, что всякое переживание связано с внешним выражением его в голове, в жестах, мимике, позе, и поэтому, приучаясь говорить спокойно, мы успокаиваем себя, делая веселое лицо, улучшаем свое настроение и т.д. Этим приемом можно широко пользоваться (как детям, так и взрослым) для борьбы с раздражительностью и плохим настроением.

После проведенного разъяснения и тренировки страх перед экзаменами у девушки почти полностью исчез, и она успешно выдержала экзамены на аттестат зрелости, а вслед за ними и вступительные экзамены в вуз, и сейчас учится в институте.

Привитый с детства страх перед экзаменами у некоторых людей сохраняется на всю жизнь в виде панической боязни всякой проверки их работы.

Женщина 34 лет, преподаватель литературы в средней школе, с пятилетним педагогически стажем, которая всегда хорошо справлялась со своей работой, узнав, что на ее уроке завтра должен быть инспектор-методист, настолько разволновалась, что не спала всю ночь и утро не смогла выйти на работу. Была направлена к нам в состоянии резкого нервоза: сердцебиение до 120 в минуту, дрожание рук и век, потливость, «игра сосудов». Кровяное давление с обычного 125/75 поднялось до 160/90.

Причиной нервного срыва у этой больной явилось опять-таки неправильное представление, непонимание того, что проверка и критика служат средством улучшения качества работы и что сама она в первую очередь должна быть заинтересована в обнаружении дефектов в ее работе, чтобы иметь возможность исправить их.

С учительницей была проведена подробная разъяснительная беседа, повторенная в легком гипнотическом состоянии.

После выписки ее на работу мы настояли, чтобы она сама добилась присутствия на своем уроке методиста. Урок наша пациентка провела с подъемом, получила высокую оценку, несмотря на ряд методических указаний. После этого случая полностью и навсегда избавилась от всех своих опасений и связанных с ними нервных проявлений.

И таких примеров можно было бы привести очень много. Отсюда понятно, какую большую роль в деле предупреждения нервных срывов имеют широко проводимые у нас в стране мероприятия по повышению идейно-политического уровня населения, как неразрывно связаны, казалось бы, столь разные вещи, как нервно-психическое здоровье человека и его мировоззрение.

неврастения у женщин

Из книги "О предупреждении детских нервных заболеваний (очерки психоневролога)" С.Г. Файнберг. Издательство "Знание", Москва, 1964 год.

PS^

Этот материал, конечно, порядком устарел, но все равно позволяет вычленить здравое рациональное зерно. Не призываю делать какие-либо назначения самостоятельно, без рекомендаций вашего врача.

Возможно, этот материал будет полезен будущим медикам или педагогам во время их учебы для подготовки к семинарам или написании курсовых и дипломных работ.

 

 

http://mamasnotes.ru 

Просмотров: 763 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"