Пятница, 18.08.2017, 18:35
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2017 » Апрель » 7 » Особенности детей с умственной отсталостью
08:37
Особенности детей с умственной отсталостью

 С первых дней жизни развитие умственно отсталых детей отличается от развития нормальных. В этой статье мы разберем — в чем же заключаются особенности детей с умственной отсталостью.

 Ученые отмечают закономерность во многих вопросах развития умственно отсталых детей. С раннего детства у них происходит задержка развития прямостояния. Иными словами, они гораздо позже начинают держать голову, ходить, стоять. У некоторых детей эта задержка бывает довольно существенной и порой захватывает и второй год жизни.

 Уже в раннем возрасте умственно отсталые дети отличаются сниженным интересом к окружающему, общей инертностью, безразличием, что в целом не исключает раздражительности и крикливости . У младенцев с врожденной умственной отсталостью потребность в эмоциональном общении, интерес к игрушкам в руках у взрослого возникает намного позже, чем обычно. На первом году жизни такие дети не различают своих и чужих взрослых, у них отсутствует рефлекс хватания, они не выделяют одни предметы из ряда других.

У умственно отсталых детей, как следствие, предпосылки развития речи не появляются вовремя: ни лепета, ни гуления. И речь умственно отсталого ребенка в раннем его возрасте еще не служит ни орудием мышления, ни средством общения. Это связано с недоразвитием артикуляционного аппарата и фонематического слуха, что в свою очередь связано с общим развитием центральной нервной системы.

В целом уже в раннем возрасте умственно отсталый ребенок имеет серьезные вторичные отклонения в речевом и психическом развитии. Отставание в развитии психики и нервной системы от нормы нарастает, как снежный ком, составляя к 4 годам жизни 1,5-2 года.

Подлинного ознакомления с миром у умственно отсталых детей не происходит. С овладением ходьбой появляется так называемой «полевое поведение», которое похоже на интерес к окружающему миру предметов: ребенок хватает что попало в руки и тут же бросает, не проявляя интереса к предмету. Поэтому предметная деятельность у таких детей не формируется. Иными словами, такие дети не интересуются вопросами «Что это» и «Что с этим делать». Специфические использования предметов могут представлять собой неадекватные действия, противоречащие логике использования конкретного предмета (скажем, в небольшой гараж пытается сунуть большую машину).

 Наличие подобных неадекватных действий является характерной чертой умственно отсталых детей.

 

Переломным возрастом в развитии восприятия является 5-й год жизни умственно отсталых детей . Более 50% из них достигают уровня восприятия, характерного для раннего дошкольного возраста. В отличие от нормального ребенка умственно отсталый не использует прошлый опыт, не умеет ориентироваться в пространстве, не в состоянии оценить свойство объекта.

Таким образом, в то время, как нормальный ребенок к 6 годам способен достичь огромного успеха в познавательной сфере, умственно отсталый ребенок значительно отстает в развитии различных психических функций. Но это происходит вы том случае, если нет должного внимания и коррекции ребенка. В противном случае такие дети способны к достижению успехов в познавательных процессах и в развитии речи.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ

Особенности детей с умственной отсталостью

Об особенностях детей с умственной отсталостью.

Я работаю в школе с 1992 года и заметила, что все чаще учителю приходится сталкиваться с проблемой обучения «особенных» детей. С первого сентября 2016 года вводится ФГОС при обучении детей по программе VIII вида в общеобразовательных школах. Из опыта работы знаю, как непросто обучать таких деток совместно с другими детьми. Учителю приходится строить урок так, чтобы уделять внимание «особенным» детям. Дети должны не чувствовать себя обделенными вниманием педагога. Несколько лет работала с ребенком-инвалидом, обучая его на дому. В 2014 году я прошла курсы повышения квалификации по работе с детьми по программе детей VIII вида.
Наука, изучающая детей с ЗПР и олигофренией, называется социальная педагогика. Олигофренопедагогика занимается обучением детей по программам VII (детей с задержкой психического развития) и VIII вида (умственно-отсталых детей). 
К лицам с умственной отсталостью относят лиц со стойким необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга. Характерной особенностью дефектов при умственной отсталости является нарушение высших психических функций, отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. Страдают эмоционально-волевая сфера, моторика и личность в целом. Причины развития умственной отсталости: предродовые, родовые, послеродовые. К предродовым причинам относят здоровье матери. Перенесенные заболевания: краснуха, паротит (свинка), грипп, менингит. А так же внешние факторы: экологическое окружение, физические нагрузки во время беременности, неконтролируемый прием лекарств, курение, употребление алкоголя, наркотиков. Нарушения в период родов: родовые травмы плода. Послеродовые: травмы, заболевание менингитом и гриппом. Всё это может привести к появлению у ребенка умственной отсталости.
Умственно-отсталые лица - это разнородная по своему составу группа. Если нарушения у ребенка произошли внутриутробно или во время родов, то чаще всего возникает олигофрения. Ребенок – олигофрен физически здоров, но у него наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании в развитии от нормы, но и в глубоком своеобразии. Олигофрен способен к развитию, но оно осуществляется замедленно и атипично. Олигофрены составляют самую большую часть умственно-отсталых людей. Различают три степени олигофрении. Первая и самая многочисленная степень (легкая)- дебильность. Это легкая умственная отсталость. Вторая степень (средняя) – имбецильность. Третья степень (тяжелая) - идиотия. 
Меньшая по численности группа – это умственная отсталость, наступившая после 3-х лет вследствие заболеваний менингитом и энцефалитом – деменция. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Ребенок как бы регрессирует, развивается обратно.
Особую группу составляют умственно-отсталые лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы - это шизофрения. Происходит распад психических образований. Умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом.
Дети с первой степенью - дебильностью - начинают позже ходить, говорить, вырабатывают навыки самообслуживания. Они мало интересуются окружающим миром, мало исследуют предметы, равнодушны к явлениям в природе и социальной жизни. К концу дошкольного периода их активный словарь беден, фразы односложны, не могут передать содержание речи, не понимают конструкций с отрицанием, не понимают инструкций из 2-3 слов, сложно поддерживают беседу, не понимают вопросов, которые им задают. Игровая деятельность не становится ведущей, преобладают бесцельные действия с игрушками. К старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия, но данные действия превращаются в процессуальную игру (многократный повтор одних и тех же действий). Игровые действия не сопровождаются эмоциями. Ролевая игра без специального коррекционного обучения не развивается. В раннем возрасте очень часто не удается определить слабую степень олигофрении и дети могут воспитываться в детском саду и учиться общеобразовательной школе. Проблема заключается в том, что ребенок не социализируется и не может освоить программу.
У детей со второй степенью – имбецильностью - поражается кора больших полушарий головного мозга и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку, самостоятельно переворачиваться и сидеть, овладевают ходьбой после трех лет. У них отсутствует гуление, лепет, не формируется комплекс оживления при появлении родных. Речь появляется к концу дошкольного возраста, (отдельные слова), нарушено произношение, самообслуживание происходит с трудом. У детей нарушены память, восприятие, мышление, воображение. Основной чертой характерной для лиц данной категории является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Дети с данной степенью признаются инвалидами детства. Данные дети способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, некоторыми сведениями об окружающем мире и научиться ремеслу. Не могут вести самостоятельный образ жизни и нуждаются в опеке. Для обучения направляются в специализированные детские сады и спецшколы.
У детей с третьей степенью – идиотией - нарушения выявляются на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций. Задержка проявляется неадекватной реакцией на окружающих, поздним появлением навыка стояния, ходьбы, относительно позднего появления лепета и первых слов. У таких детей слабый интерес к окружающим объектам и игре. У взрослеющих детей резко нарушена произвольная память, восприятие, внимание, мышление, снижен порог чувствительности. У них недостаточное осмысление окружающего, речь развивается медленно или не развивается вообще. Наблюдается тяжелое нарушение моторики и координации движений, пространственных ориентиров. Чаще всего данные дети ведут лежачий образ жизни. Медленно формируются навыки самообслуживания, в том числе и гигиенические. Дети с третьей степенью не обучаемы.

При организации обучения детей с ЗПР и олигофренией важно помнить, что таким детям необходимы коррекционные занятия с социальным педагогом, психологом, логопедом в классах наполняемостью не более 12 человек. Дети могут обучаться в общеобразовательных учреждениях по заключению медико-педагогической комиссии с согласия родителей или лиц их заменяющих. После получения начального общего образования и по мере коррекции отклонений в их развитии, дети могут получить основное общее образование и документы об окончании школы на общих основаниях.

Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области Центр социальной помощи семье и детям Росинка города Первоуральска

Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку.
Как помочь

Как показывают данные исследований, у умственно отсталых детей на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие.

  • Часто восприятие умственно отсталых детей страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи.
  • Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия.
  • Отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.).
  • Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.
  • Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.

Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых детей имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки.

У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания:

  • малая устойчивость,
  • трудности распределения внимания,
  • замедленная переключаемость.

Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать.

Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы . которая имеет ряд особенностей.

  • Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний.
  • Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т.п.

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Виды умственной отсталости у детей и особенности развития

Особенности детей с умственной отсталостью

 

Умственная отсталость (синонимы: малоумие, олигофрения) – сложное психопатологическое состояние, характеризующееся невозможным развитием интеллекта и связанных с ним качеств жизнедеятельности человека по причине ограничений развития или функционирования центральной нервной системы, чаще – головного мозга. Олигофрения – заболевание зачастую врожденное, однако в некоторых, особо тяжелых случаях, патология может быть вызвана глубоким поражение паренхимы головного мозга вследствие черепно-мозговых травм или сосудистых дисфункций.

Многие современные источники не причисляют особенности детей с умственной отсталостью к группе психопатологических состояний, выделяя место данной патологии в комплексе специфического состояния, которое определяет четкий предел интеллектуальных возможностей. Другими словами, развитие умственных способностей у ребенка не может преодолеть физиологическую границу, данную ему при рождении. Однако в сравнении с общепринятыми стандартами развития головного мозга в этом возрасте, умственная отсталость, все же, позиционируется как психопатологическое состояние.

Учитывая подобные условия, а также – неизлечимость заболевания, обеспечить умственно отсталому ребенку качества физиологически здорового интеллекта, к сожалению, невозможно.

Кроме определенного порога разума, для детей-олигофренов крайне сложно организовать обучение и социальную адаптацию, что достигается только специальной системой образования и психотерапии, с обязательным включением в данный процесс родителей.

Различают три степени расстройства, основанных на особенностях детей с умственной отсталостью. Дети второй и третьей степени причисляются к группе инвалидов детства и состоят на полном пансионе государства. Первая степень считается самой легкой и для нее рекомендованы специальные коррекционные школы, обучающие программы которых, составлены с учетом ограниченных возможностей обучающихся там детей.

Однако многие родители не желают мириться с таким положением вещей и отдают своего умственно отсталого ребенка в обычные школы, где у них, как правило, возникает масса проблем с успеваемостью и налаживанием социальных контактов среди сверстников и учителей.

С возрастом, первая степень олигофрении теряет свои отличительные качества, что позволяет человеку весьма стандартно организовывать свою личную жизнь и профессиональную деятельность. Стоит отметить, при этом, что ген олигофрении, в большинстве случаев, переходит по наследству, и находит свое отражение, если не первом, то – в последующих поколениях.

Признаки умственной отсталости у детей

Как уже говорилось выше, умственная отсталость разделена на степени, определяющие уровень тяжести отклонений:

  • I степень – дебильность. Составляет подавляющие 75% от общего количества случаев умственной отсталости у детей
  • II степень – имбецильность. Около 20%
  • III степень – идиотия. 5% от общего числа расстройств.

Первая степень умственной отсталости - дебильность

Первая степень считается самой легкой, однако дети с подобным уровнем расстройства интеллекта должны обучаться в специальных коррекционных школах. К слову, помещать своего ребенка или нет в условия специализированного обучения – личное дело каждого родителя, которые, по объективным причинам, стараются этого не делать. Хотя принять такое решение сложно, но крайне рекомендовано.

Диагностировать дебильность, как легкую форму олигофрении, несколько затруднительно по причине сглаженной симптоматики болезни. Исходя из чего, термин «олигофрения» не применяется до тех пор, пока ребенку не будет поставлен точный диагноз с описанием этиологических и патогенетических факторов. До этого момента, такое состояние принято называть умственной отсталостью.

В первую очередь, признаки умственной отсталости у детей, в легкой форме, наиболее заметны при попытках получать новые знания и закрепления их в долговременной памяти маленького пациента. Учитывая биологические особенности головного мозга при дебильности, данные явления протекают с затруднениями и явными отличиями. Детям с легкой формой расстройства доступно обобщение нового материала, однако закрепление происходит на механическом уровне и только через несколько попыток. До школы ребенку свойственны весьма примитивные замыслы в играх, примитивная речь, очень бедный лексикон, имеющий тенденцию к очень медленному расширению. В период раннего школьного возраста ребенка, как правило, удается успешно обучить базовым навыкам письма, чтения и примитивных манипуляций с числами.

Особенности детей с умственной отсталостью

Эмоциональное состояние характеризуется, как стабильное, не требующее особо внимания для его коррекции. Такое условие значительно облегчает условия обучения. При благоприятном стечении обстоятельств и грамотности педагогов коррекционных школ, зачастую удается добиться хорошей усидчивости и прилежности.

Мышлению присущ наглядно-демонстративный характер, так как обобщение и связывание различных характерных особенностей объектов, не доступно. Смысл текстов, прочитанных на занятиях, воспринимается очень слабо, за счет ограниченных объемов краткосрочной памяти и особенностей ее функционирования. Пересказ прочитанного и, тем более, сравнение – невозможны.

Арифметическая работа носит весьма общий, поверхностный характер. До ребенка крайне сложно донести количественное представление числа, поэтому математические расчеты ведутся, как правило, больше на заученном уровне, который ему повторяли множество раз.

Личность ребенка обладает незрелостью, он не способен самостоятельно принимать и анализировать свои решения. Познавательная деятельность и трудоспособность находятся на низком уровне. Инициатива практически всегда отсутствует. Речь бедная, косноязычная.

При грамотном подходе специалистов и отсутствии у пациента дополнительных психологических и психических расстройств, прогноз при дебильности достаточно благоприятен. В будущем, человек с данной формой олигофрении, способен к довольно производительному труду, не отличающемуся особыми навыками и не требующими умственных нагрузок. Как правило, это монотонная работа, со стереотипными действиями, которые необходимо повторять в течение рабочего времени, дабы достичь высоких показателей производства. С такими задачами умственно отсталые люди, при легкой форме расстройства, справляются великолепно.

Имбецильность - вторая степень умственной отсталости

Имбецильность является более тяжелым расстройством, что позволяет в достаточной степени точно устанавливать соответствующий диагноз на олигофрению. Пациенты с такой формой расстройства всегда отвлечены от конкретной темы обсуждения или разговора по причине практически нулевой возможности к концентрированию. Личные суждения, зачастую не являются таковыми – в преобладающем количестве, они приобретены у окружающих.

Логика в мыслях и вербальных обсуждениях практически отсутствует. Смысл прочитанного кем-то вслух воспринимается очень тяжело и только с наводящими вопросами.

Изучение алфавита, также носит определенные трудности, которые наиболее ярко проявляются в случае созвучных букв или слогов. Арифметические операции возможны только с первым десятком и на уровне целых чисел, таблица умножения запоминается только на механически заученном уровне. Фразы очень короткие, простые. Выражение эмоций и желаний происходит больше на мимическом и вокальном уровнях.

Приспособление к социальным условиям жизни возможно лишь при постоянной поддержке и направлении. Трудовая деятельность ограничена не более чем одним-двумя повторяющимися действиями, механически заученными. Изменение стереотипного повторения действия приводит к состоянию растерянности и ступору. Навыки самообслуживания только элементарные.

Сохранены простые эмоции в виде реакций на похвалу или порицание, стремление помочь в трудной ситуации, душевные сопереживания ближнему или совершенно чужим людям. Кроме того, наблюдаются зачатки самокритики о своей нерасторопности и различии от окружающих.

Состояние имбецильности зачастую сопровождается одним или несколькими патологиями неврологического или психопатологического характера – неврозы черепных нервов, судороги, эпилептические приступы, микро- или гидроцефалии.

Идиотия как форма олигофрении

Идиотия является самой тяжелой формой олигофрении, отражая полный набор ее симптоматики. При данном расстройстве практически отсутствует восприятие собственной личности, мышления об окружающей действительности, по существу какого-либо процесса также не отмечается.

Во время обращения к пациенту необходимо использовать простой набор слов, рекомендательно – в повелительном наклонении с обязательным применением мимики и жестов. Речь у пациента чаще нечленораздельна, выделяются лишь отдельные звуки или слова, грамматически не согласованные. Смысл сказанного, как правило, не воспринимается самим пациентом.

Особенности детей с умственной отсталостью

Эмоциональный состав очень скудный и проявляется лишь в момент запросов на требование к приему пищи, изменения физического самочувствия. Часто проявляются патологические влечения – стремление к перееданию, онанизму, сосанию пальцев, жеванию предметов. Пациенты, на бессознательном, скорее – рефлекторном уровне, склонны привязываться к людям, которые их окружают и проявляют положительные эмоции, ухаживают за ними. Смена обстановки или спонтанное изменение ситуации всегда вызывает чувство непреодолимого страха или агрессию со склонностью к самоповреждению.

Идиотия всегда сопровождается наличием патологий, связанных с недостаточным функционированием центральной нервной системы – деформации черепа, парезы, параличи, отклонения в анатомических особенностях скелета и так далее.

Логической деятельности и занятия по существу не выражено, навыки самообслуживания отсутствуют.

Источники:
nmedicine.netped-kopilka.rurosinka.netonevroze.ru

Просмотров: 109 | Добавил: Senicup7410
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"