10 изобретений, расширяющих возможности тех, у кого они ограничены
США
Джордж Буш-старший на записи "Этой прекрасной жизни"
В 1973 году 37-летняя домохозяйка из Пенсильвании Хелен Харрис узнала, что двое из ее троих сыновей унаследовали от нее пигментный ретинит. О том, что она медленно слепнет от неизлечимого заболевания, Харрис знала уже много лет, но что такая же судьба ждет ее детей, стало шоком: поняв, что надеяться не на кого, она основала благотворительный фонд, которой должен был финансировать разработку лекарства. В поисках денег и попытках заинтересовать своим проектом знаменитостей она довольно быстро оказалась в Голливуде: постепенно ей удалось привлечь к участию Боба Хоупа, Стиви Уандера, Бетт Дэвис и многих других. Но пока она покоряла Голливуд, он покорял ее: слепнувшая Харрис не пропускала ни одной премьеры, а когда зрение почти пропало, стала ходить в кинотеатры с сыном или другом, которые описывали ей все, что происходит на экране. Большинство зрителей разговоры раздражали, и после очередного скандала Харрис поняла, что хочет заняться приобщением слепых к миру кино. Способ был известен: присущий фильму звукоряд (диалоги, шумы, звуковые эффекты) дополнялся текстом, похожим на комментарий спортивной трансляции, однако из-за сложности производственного процесса и слабой мотивированности кинокомпаний такой обработке подвергались единичные фильмы. Харрис создала в своем благотворительном фонде специальное подразделение TheatreVision и поставила процесс на поток. Первым фильмом стал "Форрест Гамп" — в версии для слепых он вышел спустя всего два месяца после официальной премьеры, вслед за ним последовали другие фильмы — как новинки, так и киноклассика. Благодаря приобретенным за годы благотворительной деятельности связям время от времени Харрис привлекала к озвучиванию фильмов знаменитостей: диснеевский мультфильм "Тарзан" прокомментировал Тони Голдуин, озвучивший главного героя; "Звездные войны: Скрытая угроза" — Сэмюэл Джексон, "Титаник" — Джеймс Кэмерон, а "Эту замечательную жизнь" — Джордж Буш-старший. Последний фильм был особой гордостью Харрис, переживавшей, что глухие и слабослышащие люди вынуждены праздновать Рождество без главного рождественского фильма. Хелен Харрис умерла в 2014 году в сочельник — за несколько часов до того, как по телевизору началась "Эта замечательная жизнь".
Франция
"Только представь". Режиссер Анджей Якимовский, 2012 год
Фото: DIOMEDIA / Photos 12 Cinema
Новый Range Rover Evoque. реклама
Считается, что первым перекрасить трость для слепых в белый цвет придумал в 1921 году англичанин Джеймс Биггс — бывший фотограф, потерявший зрение после несчастного случая. Как-то в темноте он чуть не попал под машину — водитель его просто не заметил, тогда Биггс вспомнил, что в темноте самым различимым цветом является белый, и попросил перекрасить его трость. Его примеру последовали другие люди, но в полноценное движение это переросло только спустя 10 лет. Француженка Гийи д'Эрбемон жила напротив оживленного перекрестка, рядом с клубом для слепых, и потому часто становилась свидетельницей затруднительных ситуаций, в которые попадали посетители клуба, внешне мало отличавшиеся от остальных людей: прохожие ругали их за медлительность и неуклюжесть, а чтобы перейти улицу, им требовалось искать полицейского, который бы остановил движение. Знала ли д'Эрбемон об изобретении Биггса или на эту идею ее навел авторитет белого полицейского жезла — неизвестно, но за дело обеспечения каждого парижского слепого белой тростью она взялась со всем энтузиазмом, а в 1932 году даже сумела законодательно закрепить необходимость уступать дорогу и оказывать содействие человеку с белой тростью. Первые два экземпляра перекрашенных тростей были торжественно вручены в префектуре Парижа в присутствии министров и чиновников, а еще 5 000 разосланы в Общества слепых. Идею быстро подхватили и в других странах — спустя всего пять лет белая трость стала международным символом, с 1970 года 15 октября отмечается Международный день белой трости.
Англия
Труба, адаптированная для игры одной рукой
Фото: www.ohmi.org.uk
В 2011 году семнадцатилетняя Эми Хетерингтон из-за прогрессировавших последствий ДЦП лишилась возможности играть на трубе: спастика левой руки мешала вовремя нажимать клапаны. Ее отец Стивен Хетерингтон, бывший трубач симфонического оркестра, попытался придумать для нее замену трубе и с удивлением обнаружил, что нет ни одного музыкального инструмента, на котором можно было бы полноценно играть одной рукой. Тогда он нашел мастера, который смог переделать трубу с учетом возможностей его дочери: теперь держать трубу и играть на ней можно было одной рукой. В том же году Стивен Хетерингтон основал фонд One-Handed Musical Instrument Trust, вдохновляющий изобретателей со всего мира разрабатывать музыкальные инструменты для людей с одной действующей рукой. Благодаря этому фонду под одну руку уже адаптированы флейта, альт, туба, саксофон и гитара, а также созданы новые музыкальные инструменты, играть на которых можно вообще без помощи рук — как, например, гибрид губной гармошки и синтезатора, позволяющий при помощи дыхания извлекать звуки клавишных, струнных или ударных. Помимо этого, фонд занимается обучением игре на адаптированных инструментах и борется за включение играющих на них людей в профессиональное музыкальное сообщество. Сам Стивен Хетерингтон мечтает увидеть, как человек с одной действующей рукой будет солировать в оркестре.
США
Патент складывающейся коляски, выписанный Герберту Эвересту и Гарри Дженнингсу, 1937 год
В 1933 году инженер Герберт Эверест, попавший под обвал в шахте и из-за повреждения позвоночника оставшийся парализованным, предложил своему другу Гарри Дженнингсу, тоже инженеру, придумать способ усовершенствовать его инвалидную коляску — громоздкую, неустойчивую, тяжелую и крайне неудобную в обращении. Попробовав разные способы, они остановились на конструкции из полых стальных трубок, которые существенно уменьшали вес агрегата, а соединялись при помощи специальных креплений, позволявших при необходимости сложить коляску. Новая модель перевернула представление о мобильности и независимости инвалидов: облегченная складная конструкция позволяла передвигаться на большие расстояния и чередовать перемещение с поездками на машине. Все это расширяло возможности для работы, досуга и социальной жизни людей с ограниченной подвижностью — на Дженнингса и Эвереста посыпались заказы. Спустя четыре года они запатентовали свое изобретение и организовали фирму Everest & Jennings, поставив производство на поток. На протяжении 40 лет компания оставалась монополистом на рынке — среди ее заказчиков были в том числе Рузвельт и Черчилль. Даже сейчас, несмотря на значительное количество технологий, повышающих мобильность людей с ограниченными возможностями, в основе всех моделей инвалидных колясок лежит принцип, разработанный Дженнингсом и Эверестом.
Канада
Фото: Ryerson University and Frank Russo
В 2009 году в Торонто прошел первый рок-концерт для глухих и слабослышащих — на сцене одного из клубов группы исполняли хип-хоп, панк и рок, а зрители были рассажены по специальным креслам. Эти кресла разработала в Университете Райерсона инженер Деборой Фелс — они называются Emoti и предназначены для передачи глухим ощущения звука. Кресла улавливают звуковые волны и вибрируют в такт и ритм музыке, специальная воздушная подушка создает колебание воздуха вокруг кресел — в результате нервная система человека получает импульсы, очень похожие на те, которым подвержен человек во время прослушивания музыки, однако передатчиком служит не ушная улитка, а все тело. Посетители первого концерта назвали эксперимент впечатляющим, а те, кто потерял слух в сознательном возрасте, подтвердили, что ощущения действительно очень похожи на настоящие. Дебора Фелс продолжает развивать технологию Emoti и надеется в скором времени приспособить ее для просмотра кино и сделать доступной для домашнего использования.
www.kommersant.ru
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2860879
|