Четверг, 02.05.2024, 12:32
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2016 » Июнь » 29 » Агрессивность у спортсменов
08:21
Агрессивность у спортсменов

 

Во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессии просто необходимы. Данные исследований показывают, что спортсмены высокого класса, занимающиеся этими видами спорта, не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки.

Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него, скорее всего, сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность в агрессивности, спортивная деятельность вызывает у него хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, – его агрессивность снижается.

Уровень агрессивности, скрытой или явной, существенно изменяется до, во время и после спортивной деятельности. Полагают, что происхождение агрессивных тенденций и соответствующего поведения у спортсменов можно проследить в их ранних детских впечатлениях и опыте. Затем под влиянием своевременных санкций и наказания за непосредственное проявление агрессивности поведение индивида модифицируется.


Формирование агрессивных тенденций у спортсменов

Агрессивные тенденции формируются у спортсмена задолго до того, как он приходит в спорт. Это формирование происходит различными способами:

  1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно или показывают пример соответствующего поведения по отношению к другим и к окружающей среде. В целом дети, наблюдающие агрессивность у взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, воспринимают эту форму поведения.
  2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности:
    • родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение;
    • родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитают в них чрезмерную агрессивность;
    • родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы.
  3. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к сверстнику или товарищу по игре, особенно если последний действительно заслужил это.

Потенциальный интерес для спорта представляет третий способ формирования агрессивности.

Агрессивность можно измерить с помощью проективных методик, личностных тестов, специально организованных экспериментальных ситуаций, в которых агрессивность стимулируется по отношению к другому испытуемому. Эти методики позволяют выявить глубокие агрессивные тенденции, которые трудно заметить при наблюдении. С их помощью также можно определить тип и направленность агрессивной реакции.

Управление агрессивностью представляется одной из важных задач во многих видах спорта, включая и те, где физический контакт поощряется и где агрессивность можно направить на мяч, копье или другой объект.


Агрессивность в структуре личности спортсмена

Современный спорт требует от спортсменов больших физических усилий и психического напряжения. Что же побудило психологов, тренеров, организаторов спорта обратиться к специальному изучению психики спортсменов, к созданию специальных методик психологической подготовки?

Прежде всего – практика спортивной деятельности, порождающая острое, спортивное соперничество, но не нашедшая в традиционной психологии ответов на многочисленные вопросы, обусловленные спецификой спортивной деятельности.

Чем отличается спортивная деятельность от множества других видов деятельности человека?

Во-первых, специфика спорта – в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. Благодаря этой мотивации спорт стал великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей (Ю.М Блудов, В.А. Плахтиенко, 1985).

Во-вторых, специфика спорта – в высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций.

Неудачи спортсмена во многом объясняются излишним волнением. Эмоциональные состояния спортсменов характеризуются высокой интенсивностью и быстротой сменяемости. Оптимальные эмоциональные состояния благоприятствуют успешному выступлению спортсмена в соревновании. Негативные эмоции снижают эффективность деятельности спортсмена, препятствуют проявлению его возможностей (Р. М. Найдиффер, 1990).

На эффективность деятельности спортсмена, помимо эмоциональных и физических состояний, огромное влияние оказывает такое свойство личности, как агрессивность.

Агрессивность – свойство личности, которое проявляется как предпосылка к агрессивному поведению во фрустрирующих ситуациях. Это свойство личности реализуется в склонности часто и интенсивно переживать чувство гнева, враждебности, в стремлении причинять какому-либо лицу (лицам) или предмету физический и моральный ущерб. Многие психологи, работающие в области спорта, утверждают, что для спортсменов высокого класса характерен повышенный уровень контролируемой сознанием и волей агрессивности, что ставит агрессивность в ранг спортивно-важных качеств, требующих изучения и соответствующих методов спортивного воспитания. Каждый вид спорта и правила соревнований в нем строятся с учетом возникновения и социального контроля различных проявлений агрессивности спортсменов (И.П. Волков, 2002).

Исходя из вышеобозначенного, возможно полагать, что агрессивность как свойство «находит» свое место в структуре личности профессионального спортсмена. Таким образом, целесообразно изучение агрессивности в структуре личности спортсмена.

На основе анализа литературы было установлено, что агрессивность включена в структуру личности спортсмена, однако характер взаимосвязи показателей агрессивности с такими свойствами личности, как самооценка, система ценностей, половозрастные особенности, установка, остается до конца не изученными.

Были выдвинуты следующие гипотезы: существуют различия в проявлениях агрессивности в структуре личности спортсменов в связи со стажем спортивной деятельности; существуют различия в проявлениях агрессивности в структуре личности спортсменов в зависимости от пола.

В исследовании принимали участие 50 спортсменов (мальчиков и девочек) в возрасте 14-17 лет с разным стажем занятия спортивной деятельностью.

Для изучения проявления агрессивности использовались следующие методики: психодиагностические методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга; тест руки Э.Вагнера. Свойства личности спортсменов измерялись посредством методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (юношеский вариант); методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; методики исследования ценностных ориентаций (МИЦО, 2000); методики изучения самооценки личности старшеклассника; личностный опросник Г.Ю. Айзенка. (подростковый вариант).

Данные подверглись Т – критериальному анализу Стьюдента, корреляционному анализу и факторному анализу. В результате было установлено, что на проявления агрессивности влияет сам характер спортивной деятельности, а не показатель того, насколько долго спортсмен занимается этим видом деятельности.

В пользу гипотезы о различиях в проявлении агрессивности в структуре личности спортсменов в зависимости от пола свидетельствуют результаты корреляционного анализа.

Девочки – спортсменки более мотивированы на достижение успеха, им важно быть первыми в любой деятельности, в том числе и спортивной. Для них имеет больший вес такие ценности, как работа, независимость, материальный успех. Эти ценности у них на первом месте, и для того, чтобы защитить их, девочки склонны причинить физический или моральный ущерб тем людям, которые, по их мнению, могут отрицательно повлиять или критиковать их сложившуюся систему ценностей.

При возникновении стрессовой ситуации девочки проявляют себя более эмоционально и открыто осуждают внешние причины, которые повлияли на возникновение такой ситуации. Они более уверенны в себе, ценят свою свободу и независимость и считают, что не они, а кто-то другой должен решить возникшую проблемную ситуацию, при этом ценности других людей выступают для них как малозначащие. Такие девочки – спортсменки склонны проявлять агрессивные тенденции как по отношению к другим людям, так и по отношению к возникшей ситуации. Это характерно для тех девочек, которые занимаются более 5 лет.

Те спортсменки, у которых на первом месте стоят такие ценности, как духовная культура, служение людям, религиозные ценности, любовь, стрессовую ситуацию будут воспринимать как малозначащую и надеяться, что время и ход событий решат возникшую проблему. Они готовы принять помощь от других, что говорит о том, что они менее уверенны в себе, у них занижена самооценка, меньше ценят свою независимость и свободу и более подчинены другим людям и обстоятельствам. Проявление агрессивности в данном случае практически сведено на «нет» и стаж занятия спортивной деятельностью составляет менее 5 лет.

Что касается спортсменов – мальчиков, то по результатам корреляционного анализа (при p<0.5) можно сказать, что те мальчики, которые более мотивированы на избегание неудач, имеют большую потребность влиять на других людей, быть ведущими, смелыми, и, как следствие, они склонны больше и чаще делать благожелательные поступки, оказывать помощь другим людям. В результате чего возникающую стрессовую ситуацию они рассматривают как своего рода благо и тем самым хотят стать более известными и обращать внимание других на себя. Для них характерно показное поведение и у них практически отсутствует тенденция к агрессивному поведению. Такое поведение характерно для тех спортсменов, чей стаж занятия спортивной деятельностью составляет более пяти лет.

Мальчики – спортсмены, которые при возникновении фрустрирующей ситуации никому не приписывают ответственности, никого не упрекают, считают, что либо время и ход событий решат проблему, либо они должны это сделать, более уверенны в себе, менее замкнуты, более общительны. Для них не имеет особой ценности желание понравиться другим, быть привлекательнее, но в то же время они хотят быть принятыми другими людьми и ценят свою независимость. Такое поведение характерно для тех спортсменов, которые занимаются менее 5 лет.

И в том и в другом случае тенденция к проявлению агрессивности или агрессивного поведения практически отсутствует.

Следовательно, гипотеза о том, что существуют различия в проявлении агрессивности в структуре личности спортсменов в связи с полом, подтвердилась.

Таким образом, агрессивность включена в структуру личности и имеет взаимосвязь с такими личностными характеристиками, как самооценка, система ценностей, половозрастные особенности, установка. Результаты исследования дают основание предполагать, что на проявление агрессивности влияет сам характер спортивной деятельности. Проявления агрессивности в структуре личности спортсменов в связи с полом различны.

А.Ю. Бергфельд, А.Н. Поздникова.
Пермский государственный университет


Что такое спортивная психология?

Спортивная психология – это относительно молодая отрасль науки, которая изучает проявления психологических механизмов нашего организма в спорте и их влияние на спортивную деятельность человека.

Со спортивной психологией тесно связаны и другие смежные дисциплины – коучинг и даже классическая психотерапия, ведь очень часто причиной отсутствия достижений, неудач в спорте являются «банальные» житейские трудности, личностные или межличностные проблемы (неадекватная самооценка, проблемы в семье, трудности адаптации).

Поэтому для хорошего специалиста в области спортивной психологии спортсмен и команда – это, прежде всего личность и коллектив, а уже потом – «спортивный снаряд» для достижения результатов.

Психология-спорта

Цели и задачи спортивной психологии:

  1. Помочь спортсмену достичь наивысших результатов в спорте, полностью использовать весь свой личностный потенциал (работа с самооценкой, выработка уверенности в себе);
  2. Повышение мотивации спортсмена или команды, формирование целей и выбор лучших методов их достижения;
  3. Обучение спортсменов контролю над своим сознанием и эмоциями;
  4.  Помощь в формировании команды и налаживании межличностных отношений в ней;
  5. Создание психологического комфорта спортсмена, помощь в решении личностных проблем и конфликтов или конфликтов с тренером, товарищами по команде или близкими людьми;
  6. Оказание психологической помощи спортсменам, получившим травму или после проигрыша;
  7. Формирование долгосрочных перспектив, в том числе, с учетом дальнейшего окончания спортивной карьеры, адаптация к ним.

 

Практически любой профессиональный спорт требует достижения спортсменами особого состояния физических и психических качеств, отличающихся от таковых в повседневной жизни человека. Сегодня на соревнованиях нередко решающее значение приобретают сантиметры, граммы или точность исполнения, и результат зависит не столько от физической формы спортсмена, сколько от его психологического состояния – собранности, нацеленности на результат, хорошей психической формы и умения управлять своим телом и мыслями –  все это и составляет  поле деятельности спортивного психолога.

психология-в-спорте

Любой спортсмен, во время соревнований, находится в состоянии постоянного жесточайшего психологического дискомфорта, со временем он перестает замечать его, привыкает к стрессу и негативным эмоциям, но это не решает проблему, а только загоняет ее вглубь подсознания. Агрессивность, неумение общаться с людьми и строить близкие отношения, алкоголизм, наркомания, адреналиновая зависимость – это не полный список тех проблем, с которыми сталкиваются наши спортсмены. Неумение справиться со стрессом, с чувством вины после проигрыша, с выбросом адреналина, с навязываемой тренерами конкуренцией или неудачами в спорте приводит к жесточайшим депрессиям и нервному переутомлению, психика спортсмена работает на износ и не может долго выдерживать такие нагрузки.

спортивный-психотерапевтСпортивный психолог помогает не только повысить эффективность тренировок, но и сохранить здоровье и личность спортсмена от разрушения.

Чем на практике занимается спортивный психолог, психотерапевт:

  1. Обучает спортсменов и тренеров методикам и техникам, позволяющим повысить эффективность тренировок;
  2. Проводит консультации и отдельные занятия для спортсменов в кризисных ситуациях;
  3. Укрепляет дух и психологическую устойчивость спортсменов – обучает умению конструктивно  принимать критику и поражение, снижению уровня агрессивности и тревожности, контролю над сознанием и так далее;
  4. Работает над укреплением нормальных товарищеских отношений в команде;
  5. При необходимости проводит работу с родителями или семьями спортсменов.

 

Спортивный психолог для профессионального спортсмена, желающего добиться успеха и сохранить свое физическое и душевное здоровье, – необходим так же, как тренер и собственное стремление к победе.

Спортивная-психология

Работа со спортивным психологом в современном мире спорта – это признак действительно качественного и комплексного подхода к «воспитанию» чемпионов, независимо от конкретного вида спорта, будь то футбол, баскетбол, плавание, теннис, биатлон, бокс или шахматы.

психолог-в-спорте

 

Просмотров: 919 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"