Четверг, 02.05.2024, 14:17
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2014 » Ноябрь » 6 » Эмоциональный интеллект – мощное оружие настоящего лидера
11:06
Эмоциональный интеллект – мощное оружие настоящего лидера

-Что такое эмоциональный интеллект
-Действительно ли работников можно считать жадными, но неблагодарными
-Можно ли руководителю добиться уважения сотрудников за счет повышения тона
-Как стать эмоциональным лидером, которого будут уважать 

 

  «Сотрудники являются жадными и неблагодарными существами с непоследовательными действиями, всегда становятся преградой для эффективного использования бизнес-технологий, которые построены на трезвом расчете». Такие мысли посещают всех руководителей. Но немногие Генеральные Директора готовы себе признаться, что на самом деле проблема заключается в их стиле управления, а не в прихотях подчиненных. Если бы всё полностью соответствовало только законам менеджмента, то и деньги были бы единственным способом мотивации персонала компании.

  Но практика говорит об обратном – не могут деньги быть единственным стимулом длительное время. Построить систему лояльности своих сотрудников способны лишь руководители, обладающие эмоциональным интеллектом.
Как стать лидером: уроки лидерства для жизни и работы
Если работникам и важно повышение зарплаты, то в основном как признание своих заслуг и поощрение со стороны руководства. Поэтому деньги не становятся поводом для перехода сотрудника в другую компанию, если в этой его ценят, готовы прислушиваться к мнению и создают комфортные условия для работы.

Эмоциональный интеллект 

Это способность человека осознавать свои эмоции и умении ими управлять. Термин «эмоциональный интеллект» был введен еще в середине 20-го столетия, став особенно распространенным в 90-х годах, когда была опубликовано одноименное произведение знаменитого психолога Дэниэла Гоулмана. Именно его исследования и были посвящены значимости и роли эмоционального интеллекта в сфере бизнеса. 
 
Следует сразу отметить – поведение таких руководителей ничего общего к манипуляции не имеет. Ведь характерна манипуляция для ребенка, боящегося открытого общения. Для зрелой личности больше характерен эмоциональный интеллект – понимание и принятие своего поведения, также и поведения других. Для развития эмоционального интеллекта требуется преодоление 5 шагов. Они могут быть разделены на 2 группы – одна будет называться in (шаги, направленные на понимание себя), другая out (для выстраивания отношений с другими). Группа in включает 3 шага – лишь после их преодоления можно будет переходить к шагам out. Действительно, очень схематично, но важно понимать – эмоциональный интеллект и заключается в умении переводить свои эмоции для дальнейшей работы с ними из правополушарной области (неосознанного) в левополушарную (логического). На выходе предстоит понимание эмоционального лидерства, предполагающего управление эмоциями своих сотрудников (и лично своими). Остановим более подробное внимание на каждом из указанных шагов.
 
Развитие эмоционального интеллекта: осознание проблемы

Рассмотрим этот вопрос на типичном примере. Порой возникает необходимость увольнения сотрудника из штата. Обычно данная задача отдается сотрудникам HR-отдела либо столь неприятный разговор постоянного оттягивается до момента, когда вопрос уже не начинает возмущать коллег (и одним из вариантов становится увольнение по e-mail). В этом случае руководитель должен честно ответить на вопрос  - почему оттягиваю увольнение сотрудника? Может, хочу не быть плохим? Или просто всегда хочется выглядеть хорошим в глазах окружающих? Благодаря этим вопросам и ответам на них удается правильнее оценить сложившуюся ситуацию для правильных решений, не поддаваясь эмоциям.
Как уволить сотрудника, который любым способом пытается остаться
Именно первый шаг считается важнейшим. Понимание, что у вас есть чувства, с чем они могут быть связаны, и позволит в результате стать хозяином своих эмоций, а не оставаться их рабом. Также необходимо понять – у вас есть право выражать свои чувства. Ведь не принято в современном обществе проявлять свои эмоции. Особенно жесткий регламент в отношении эмоций действует для мужчин. Поскольку по своей натуре мужчина является охотником, одиноким волком и пр. Однако такие характеристики можно оставить лишь для рекламы и книг – подобное поведение оказывается довольно вредным в жизни, особенно для руководителей.
 
Конечно, читатели задаются вполне логичным вопросом – можно ли повышать голос в общении со своими сотрудниками, поскольку крик и относится к эмоциональному поведению? С уверенностью можно утверждать – нельзя. Поскольку подобная несдержанность лишь подтверждает неразвитость эмоционального интеллекта – говорит о неспособности руководителя работать с эмоциями, которые просто выплескиваются на окружение. Подобные действия свидетельствуют о слабости характера человека, который словно взывает о помощи. Вряд ли такой характер можно считать достойным для уважаемого руководителя.
 
Проактивность и реактивность

В русских переводах работ по теории эмоционального интеллекта распространено название данного пункта «контроль эмоций» либо «управление эмоциям». Однако можно говорить о неточности такого перевода, из-за чего правильность понимания теории нарушается. Контролировать данные эмоции нельзя, а тем более подавлять – такой принцип можно считать аксиомой. Удается контролировать только отношение самого человека к происходящему. Если особо не вникать в этот вопрос, довольно сложно определить разницу – но в действительности, есть принципиальное различие данных формулировок. Человек не способен контролировать свои чувства, но ведь есть возможность решать – как действовать и поступать при определенных внешних воздействиях.
 
В частности, когда идете по улице, и Вас обозвал встречный пьяница. Обычно на такое явление человек внимания не обращает – ну что взять с пьяницы? Такое поведение и может считаться проактивным – игнорирование своего обидчика. Однако в ситуации, когда обзывает знакомый, появляется желание разобраться в причинах такой ситуации. Казалось бы, полностью похожие ситуации, но наша реакция разнится кардинально – теперь мы ведем себя реактивно, руководствуясь лишь внешним фактором. В случае с пьяницей мы действовали проактивно, когда выбирался свой образ действий, независимо от внешних обязательств.
Мотивация рабочих: 10 примеров эффективного управления низкооплачиваемым персоналом
Один из примеров реактивного поведения – когда руководители пытаются следовать и внедрять абсолютно все новые стратегии и идеи. Но ведь перед внедрением в своем бизнесе новых методик, даже если так поступают все остальные участники рынка, нужно задаться естественным вопросом – для чего такие меры моей компании, чего они позволят добиться? Проактивность и заключается в способности самостоятельно определяться с предпочтительной линией поведения, не поддаваясь внешним влияниям и попыткам доминирования окружения. Такое свойство и становится чертой настоящего лидера.
 
Остановим внимание на способах развития своей проактивности. Работа основывается на «алгоритме анализа ошибок». Такой метод гораздо эффективнее поиска виноватых в проблеме, необходимо разбираться в сложившейся ситуации по существу. Алгоритм достаточно несложный и включает 3 основных этапа:
Нужно определиться с тем, что было в наших действиях эффективным. Поблагодарите  себя за предпринятые шаги. Необходимо, чтобы началом был поиск именно положительных аспектов.
Выявите то, что оказалось неэффективным. Важно учитывать данную формулировку – не «плохо», а как раз неэффективно. Ведь не существует хороших либо плохих действий – он и должны оцениваться именно в отношении эффективности.
Определите, как будете поступать в будущем, если вновь возникнет аналогичная ситуация. Следовательно, ставим перед собой цель не исправить допущенный промах, а предотвращать в дальнейшем. Поскольку ошибка уже допущена, исправить её часто невозможно – поэтому должна стать ценным уроком на будущее. 
В частности, благодаря данному алгоритму руководитель сможет разобраться со своими просчетами, также допущенными ошибками сотрудников.
 
Эмоциональный интеллект: лидерство и мотивация

Руководителю на данном этапе необходимо разобраться со своими стимулами для работы. Однако они могут выявляться только после первых двух шагов – поскольку для осознания своих потребностей (не навязанных с внешними факторами) изначально нужно разобраться в самом себе.
 
Почему этому шагу отводится важное значение? Благодаря пониманию индивидуальности своей мотивации руководитель сможет определить – у других тоже есть специфичные стимулы. Также будет понятно, что при всей важности материальной мотивации, не меньшей оказывается значимость нематериальных факторов. К тому же, деньги в конечном счете являются лишь средством, а не целью. После этого руководитель будет понимать – не каждому сотруднику нужны лишь деньги, удастся эффективнее понимать мотивацию сотрудников, чтобы предоставлять им необходимые, эффективные стимулы. Благодаря предоставлению сотрудникам того, что им и правда требуется, руководитель становится лидером – значимым человеком для своего коллектива.
 
При выходе своего эмоционального интеллекта на подобный уровень развития, он может применяться в качестве практического инструмента.
 
Данный шаг завершает категорию in. Теперь же рассмотрим необходимые шаги out для эффективного обучения принципам эмоционального лидерства.
Материальная мотивация персонала. Примеры материальной мотивации персонала
Развитие чуткости, «эмпатии»

Слово «эмпатия» специально было взято в кавычки. Ведь эмоциональному лидеру необходимо не сочувствовать и понимать всех сотрудников. Этой задачей должны заниматься психологи и родные сотрудника. Руководителю с эмоциональным интеллектом будет понятно, как сотрудники будут воспринимать его действия, с поиском наиболее действенных и эффективных решений для реализации своих задуманных инициатив без нежелательной реакции в штате компании.

Отличным примером для показа нечуткости управленцев становится внедрение новшеств в компании. Существующая  статистика подтверждает – положительный эффект для бизнеса обеспечивают только 20-30% новшеств, остальные вредят. Почему же возникает подобная ситуация? На самом деле это объясняется достаточно легко. Ведь руководители лучшей стратегией считают скрытие множества информации от сотрудника. Они утверждают, чем меньше сотрудники знают, тем лучше будет для компании – всё равно ничего не поймут. Подобное мнение очень распространено среди руководителей, но природа пустоты не терпит, поэтому в коллективе постепенно начинают появляться слухи. При этом необходимо учитывать – людям важно понимать, что их ожидает. При наличии соответствующей информации они не будут саботировать изменения. Чуткий руководитель эти нюансы прекрасно понимает. Он понимает, как будут восприниматься его действия, предотвращая оценку таких мер своими подчиненными. В этом принципе и заключается принцип эмоционального лидерства – когда руководитель осознает свою ответственность за настроения трудового коллектива.
 
Совершенствование навыков коммуникации
Данный шаг непосредственно относится к предыдущему. За счет понимания, как сотрудники воспримут определенные действия, руководству удастся определиться с оптимальными средствами и каналами коммуникации. Эмоциональный лидер не ограничится поздравлением сотрудника по электронной почте – обязательно нужно будет делать лично. Ведь он понимает, насколько мощным и действенным стимулом станет такая мера. Аналогична ситуация с различными поощрениями и наказаниями – при правильном выборе их места и времени руководитель сможет существенно улучшить воздействие на работников.
 
Заключение
В эмоциональном интеллекте нуждается каждый руководитель, который планирует добиться эффективного управления в коллективе. Данное свойство можно и нужно развивать – за счет понимания важности такой способности. Благодаря этому можно стать успешным эмоциональным лидером, которому сотрудники доверяют и готовы всегда слушать.

 

 

Михаил Боднарук, Независимый консультант, Москва; кандидат биологических наук


 http://www.gd.ru 

Просмотров: 1014 | Добавил: senicup0026 | Теги: seni cup blog
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"