Суббота, 04.05.2024, 20:01
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2017 » Май » 21 » Эволюция футбольного мяча. Интересные факты развития технологий изготовления мячей
20:09
Эволюция футбольного мяча. Интересные факты развития технологий изготовления мячей

 Кто из нас с вами не знает такую игру, как футбол? Играют в него, конечно, не все, но знать - знают. Сложно вспомнить более популярную игру, нежели это прекрасное изобретение англичан (впрочем, англичан ли?).

 Футбольный мяч же, в свою очередь, - это прямо-таки волшебный предмет, который может часами удерживать мужчин перед экранами телевизоров, а детей - во дворах. Сегодня мы расскажем вам об истории этого круглого чуда природы.

 

На самом деле мужчины еще в древние времена были неравнодушны к круглым «мячеобразным» предметам. Страшные истории про пинание человеческих черепов оставим, пожалуй, в стороне. Начнем с первых «застуканных» историками игроков, которыми оказались китайцы образца 300-х годов до нашей эры. То, чем они играли, мячом назвать сложно, конечно, но его прообразом - можно. Это был кусок кожи, набитый перьями и шерстью. Такой пернатый мяч китайцы старались забить в ворота - сетку, натянутую между двумя бамбуковыми шестами. Ну, чем не футбол? Так что англичан можно смело обвинять в плагиате. Но сейчас не об этом. Был футбол и у древних римлян (вернее, не футбол, а «Харпастум», как его тогда называли), только мяч был совсем небольшим, но зато тяжелым - внутри него находился песок.Ацтеки пошли дальше - в качестве мяча они использовали камень, который оборачивали толстым прорезиненным материалом.Только ближе к двадцатому веку большинство мячей стали делать с использованием резины.

В 1836 году Чарльз Гудиер запатентовал вулканизированный каучук, а в 1855-ом спроектировал первый каучуковый футбольный мяч. Он до сих пор хранится в национальном футбольном зале славы, который расположена в Онеонте (Нью-Йорк, США)

 

В 1862 году изобретатель Лайндон разработал одну из первых надувных резиновых камер. Его целью было создать камеру, которая бы не взрывалась от каждого прикосновения ногой. Каучуковые камеры обеспечивали мячам форму и плотность. В 1863 году новоиспеченная Английская Футбольная Ассоциация собралась с целью разработать и обобщить правила новой игры — футбол. На первом собрании никто не предложил стандарты для футбольных мячей.А вот в 1872 году был определён регламент, который не менялся на протяжении ста с лишним лет и остается в сегодняшних правилах ФИФА (лишь в 1937 году вес мяча был увеличен с 13-15 унций до 14-16 унций).

Регламент для футбольного мяча:сферическая формаизготовлен из кожи или другого пригодного для этих целей материалаимеет длину окружности не более 70 см (28 дюймов) и не менее 68 см (27 дюймов).Стандартный размер мяча 5 (англ. Size 5).вес сухого мяча (до начала игры) не более 450 г (16 унций) и не менее 410 г (14 унций).давление мяча 0,6 -1,1 атмосферы (600—1100 г/кв. см) на уровне моря (от 8,5 фунта/кв. дюйм до 15,6 фунта/кв. дюйм).

Массовое производство футбольных мячей началось благодаря заказам английской футбольной лиги (основана в 1888 году). «Mitre» и «Thomlinson’s of Glasgow» были первыми компаниями, которые освоили в то время производство мячей. Эти фирмы убеждали покупателей, что главным конкурентным преимуществом их товара было то, что форма их мячей была неизменной. Качество и прочность кожи и швов — вот, что было их главным козырем. Самые лучшие сорта кожи брались с огузков туши коровы и шли на производство самых качественных моделей мячей. В то время как менее прочная кожа лопатки шла на производство более дешевых мячей.

Прогресс в дизайне кожаных сфер пришел с развитием направления взаимосвязанных групп. Они заменили привычные кожаные секции, которые сходились в северных и южных полюсах мяча. Нововведение позволило придать мячам более округлую форму.В 1900 году были созданы еще более прочные каучуковые камеры. Они могли выдерживать сильное давление. Все профессиональные мячи к тому времени, создавались на основе резиновых камер. Они покрывались грубой коричневой кожей. Большинство кожаных сфер имели покрытие с восемнадцатью секциями (шесть групп, по три полосы). Ненадутая камера вставлялась в заранее подготовленный разрез. Оставляли отверстие для последующего надувания мяча с помощью специальной трубки. После этого приходилось шнуровать покрытие.

Эти мячи хорошо держали удары ногами, но имели ряд недостатков — трудоемкий процесс сшивания и водопоглотительные особенности кожи. Когда шел дождь, кожа разбухала, мяч становился очень тяжелым и опасным. Существовали и другие проблемы — невозможно было сделать универсальную кожу животного происхождения. В течение только лишь одного состязания качество мячей могло сильно ухудшиться, падало качество самой игры.По современным меркам довоенные мячи были жутко неудобными. Из-за отсутствия клапана мяч часто терял форму . Шнурок сбоку делал его неидеально круглым, при этом степень некруглости больше зависела не от того, кто шил мяч, а от того, кто его накачивал. Главным же недостатком была натуральная кожа – в мокрую погоду она впитывала влагу, и мяч ощутимо тяжелел. Летал намокший мяч плохо, прыгал низко, а бить его головой было совсем уж сомнительным удовольствием.

В течение Второй Мировой войны производство мячей значительно увеличивалось. Появилась прокладка между камерой и внешним покрытием. Сфера стала более прочной, а формы конструкции — правильнее. Но обшивка все еще часто рвалась из-за низкого качества кожаных покрытий.В 1951 году на смену однотонному белому мячу, пришел снаряд с широкими цветными полосками. Они помогали зрителям более уверенно ориентироваться в событиях на поле и следить за мячом. В 50-ых также появляются первые оранжевые мячи. Они создавались для того, чтобы помочь зрителям видеть сферу при обильном снегопаде.

Ранние мячи были прошиты шнурками. Более поздние игровые снаряды были сделаны из скрепленных в единое целое синтетических заплаток. Дизайн нового мяча был основанном на проекте «Мяч Бакминстера», более известном как «Buckyball». Американский архитектор Ричард Бакминстер и не помышлял о футболе. Он всего лишь пытался придумать новые способы строительства зданий с использованием минимума материалов. А получилась гениальная структура, которую сегодня знает любой болельщик.

Форма мяча Бакминстера представляет собой ряд шестиугольников и пятиугольников, которые состыковываются вместе, для придания мячу округлой формы. Современный мяч состоит из 20 шестиугольников и 12 пятиугольников. Вместе они образуют собой близкую к совершенству сферу. Черные пятиугольники помогли игрокам более тонко чувствовать любые отклонения при полете мяча.

 

Первым «официальным» мячом в футболе стал «Telstar» Adidas на Кубке Мира в 1970 году в Мексике. Теперь к каждому большому состязанию разрабатывают новый уникальный футбольный мяч.«Telstar» Adidas - Мексика 1970

 

Кожаный мяч Telstar был сшит вручную из 32 элементов – 12 пятиугольных и 20 шестиугольных панелей – и стал самым круглым мячом тех лет. Его дизайн навсегда вошел в историю футбола. Белый мяч, украшенный черными пятиугольниками – Telstar (Star of Television, «Телезвезда») гораздо лучше заметен на черно-белом экране. Этот мяч стал прототипом последующих поколений.

 

«Telstar» Durlast — Германия 1974

 

В чемпионате мира в Германии в 1974 году «участвовали» два мяча. Для мячаTelstar это было уже второе появление, только логотип был теперь не золотым, а черным. Компания adidas представила также белую версию мяча – adidas Chile – в честь полностью белого мяча Кубка 1962 года в Чили. От Telstar 1970 года они отличались лишь рисунком, материалы и технологии остались теми же.

«Tango Riverplate» — Аргентина 1978

 

В 1978 году миру был представлен adidas Tango – модель, ставшая впоследствии «классикой дизайна». Хотя мяч был сшит из тех же 32 панелей, рисунок из 20 идентичных триад создавал впечатление 12 окружностей, опоясывающих мяч. Дизайн официальных мячей следующих пяти чемпионатов FIFA был основан именно на этой идее. Tango обладал также большей стойкостью к атмосферным воздействиям.

 

«Tango Espana» — Испания 1982

 

В 1982-м дизайн Tango 1978 года изменился несильно. А вот технологические изменения Tango Espana были более существенны. Мяч по-прежнему шили из кожи, но швы проклеили и сделали водонепроницаемыми. Это значительно повысило износостойкость и сократило поглощение воды мячом, а следовательно, минимизировало увеличение веса в мокрую погоду.

 

«Azteca» — Мексика 1986

 

Это первый официальный мяч чемпионата FIFA, сделанный из синтетических материалов. В результате срок его службы значительно возрос, а степень поглощения воды уменьшилась. Azteca обладал прекрасными характеристиками при игре на твердых поверхностях, в высокогорных условиях и в мокрую погоду , что было значительным шагом вперед. Триады, опоясывавшие этот мяч, были украшены ацтекскими орнаментами.

 

«Etrusco» — Италия 1990

 

При создании adidas Etrusco Unico использовались только синтетические материалы. Etrusco Unico стал первым мячом, внутренний слой которого был выполнен из полиуретановой пены, благодаря чему мяч стал более живым, быстрым и совершенно водонепроницаемым. В имени и дизайне улавливается влияние древней истории Италии и культурного наследия этрусков. Три головы этрускских львов украшают каждую из 20 триад.

 

«Questra» — США 1994

 

Официальный мяч чемпионата 1994 года – воплощение высоких технологий. Использование внутреннего энерговозвращающего слоя полиуретановой пены позволило мячу стать мягче (то есть послушнее) и гораздо быстрее. Вдохновленный космическими технологиями и американским стремлением к звездам (Quest for the Stars, отсюда и название), Questra установил новые стандарты.

 

«Tricolore» — Франция 1998

 

Первый многоцветный официальный мяч чемпионата. Французский флаг и хвост петуха, традиционного символа Франции и Французской футбольной федерации, нашли отражение в названии и дизайне. В adidas Tricolore использовался слой синтетической пены с регулярной матрицей из прочных микроячеек, заполненных газом. Такая структура обеспечивала долговечность и хороший тактильный контакт с мячом.

 

«Fevernova» — Япония и Корея 2002

 

Это первый официальный мяч, дизайн которого отличался от традиционного мяча Tango 1978 года. Рисунок и цветовая гамма Fevernova навеяны культурой стран Дальнего Востока. Специальная прослойка из синтетической пены способствовала улучшению характеристик мяча, а трехслойный тканый каркас обеспечивал большую точность удара и предсказуемость траектории полета.

 

«Adidas Roteiro» - Португалия 2004

 

Мяч был специально создан к европейскому первенству 2004 в Португалии, с использованием самых современных технологий и материалов. С современного португальского языка название «Roteiro» переводится как «путеводитель, маршрут». Мяч вызвал много споров между игроками и вратарями, между сторонниками развития футбола и консерваторами. Действительно, для полевых игроков мяч идеален — легкий, удобный. А вот для вратарей он стал настоящим кошмаром из-за непредсказуемости траектории полета.

«Teamgeist» — Германия 2006

Впервые за 36 лет компания adidas отступила от классического 32-панельного дизайна. Каркас и панели, соединенные по технологии термосклейки, обеспечивают водонепроницаемость и более ровную поверхность, повышающую результативность ударов. Рисунок выполнен в черно-белой гамме – традиционных цветах немецкой сборной, с золотой окантовкой – символом Кубка мира, и покрыт прозрачным защитным слоем.

«Jabulani» - Южная Африка 2010

Предназначенный для южноафриканского чемпионата Jabulani – дитя технического прогресса. Он круглее круглого, глаже гладкого и водонепроницаемее водонепроницаемого. Кстати, он ничуть не легче и не меньше предыдущих мячей, как кажется некоторым. В стандарты ФИФА для веса и размера, которым уже больше семидесяти лет, он вписывается по верхней границе: вес – 440 г при норме 420-445 г, длина окружности – 69,0 см при норме 68,5-69,5 см.Одиннадцать разных цветов, используемых в Jabulani, одиннадцатый Чемпионат мира по футболу, играемый мячами компании Adidas. Эти 11 цветов представляют 11 игроков в каждой команде, 11 официальных языков в Южной Африке и 11 южноафриканских общин, которые делают эту страну одной из самых этнически разнообразных стран на африканском континенте. Красочный дизайн объединяет огромное разнообразие страны в гармоничном единстве. Четыре треугольных элемента дизайна на белом фоне придают мячу свой неповторимый облик в африканском стиле. И, как фасад Йоханнесбургского футбольного стадиона, отдельные элементы дизайна также охватывают красочность Южной Африки.

Но есть одна претензия, справедливость которой видна невооруженным глазом, –траектория Jabulani и его предшественника Teamgeist непредсказуема в некоторых условиях. А объединяет эти мячи одна важная деталь – оба они лишились мелких и одинаковых многоугольников в пользу крупных лоскутов разной формы. На Teamgeist их всего четырнадцать, на Jabulani и того меньше – восемь.

«Tango 12» - Польша и Украина, Чемпионат Европы 2012

"Танго 12" разрабатывался в течение двух лет. Тестирование мяча было поделено на два этапа. Первая часть тестирования проходила в восьми странах, где футболисты испытывали новые мячи. Вторая часть исследования проходила в лабораториях "Адидас". "Танго 12" не просто соответствует , но превосходит все стандарты ФИФА для официальных мячей.

Стандарты ФИФА:Вес: 420 – 445 г ("Танго 12" – 432 г)Потеря давления: макс. 20% ("Танго 12" – 4%)Отскакивание: 135-155 см ("Танго 12" – 142 см)Намокание: макс. 10% ("Танго 12" – 0,3%)Сохранение формы: 2000 циклов ("Танго" – 3500 циклов)

Сфера состоит из 32 термосклееных панелей. В дизайне "Tango 12" есть треугольные панели для правильной и стабильной траектории полёта мяча. Поверхность каждой панели помогает лучше контролировать мяч (для полевых игроков) и держать круглую сферу в руках. Под внешней поверхностью мяча расположен тканый каркас и новая камера для улучшенного содержания воздуха и снижение поглощения влаги.

В оформлении "Танго 12" использована современная версия классического дизайна. Светлые элементы обрамляет темная полоса с флажками двух стран-хозяек. В дизайне присутствуют три графических элемента, основанные на традициях вырезания из бумаги декоративных узоров и панелей, которые исторически использовались для обрамления в сельских районах Польши и Украины - символизируют ключевые характеристики футбола: единство, соперничество и страсть.

 

 

 

источники: http://alldayplus.ru/ ; http://goalz.ru/

Просмотров: 1762 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"