ИССЛЕДОВАНИЕ: «Использование фокусов: Креативный способ психосоциальной реабилитации».
Опубликовано в декабре 2007 г. Фебом Суи и Минг Суи.
Баптистская Ои Кван Социальная Служба (БОКСС) – Ван Чай, Гонконг, Китай.
Международная конференция по здравоохранению и психическому здоровью – Гонконг.
Введение
Терапевтическое назначение фокусов используется в реабилитации с 1982 года. Под влиянием этого направления известный американский иллюзионист Кевин Спенсер и его жена и партнер Синди Спенсер посвятили себя разработке программы под названием «ИСЦЕЛЯЮЩАЯ МАГИЯ». В результате были созданы пособие и DVD-диск с учебной информацией. Основные понятия и обоснование магической терапии были опробованы в разных видах реабилитации. Большое количество людей с физическими и психическими нарушениями на себе испытали преимущества от обучения показу фокусов за последние 26 лет.
Реабилитационная терапия придает особое значение специальным интегрированным занятиям, посвященным лечению и терапевтическим занятиям людей с нарушениями и травмами, которые минимизируют их дисфункцию и впоследствии улучшают независимость. Магия отлично приспосабливается к принципам работы профессиональной терапии и мотивирует пациента активно участвовать в «волшебных» занятиях. Американская ассоциация реабилитационной терапии признала «использование фокусов как уникального метода в программе реабилитационной терапии… терапевтический метод, который помогает пациенту улучшить его внимание, познавательные навыки, восприятие, нейромышечные и мотивационные навыки. Исходя из этого, мы поддерживаем использование фокусов как надежного метода достижения терапевтических результатов».
Аннотация
Двухлетний проект “Волшебство для Нас”, финансируемый «СК И Фондом для инвалидов», стартовал в 2005 году в БОКСС. Цель проекта состояла в изучении изменений в психосоциальных и моторных аспектах людей с психическими отклонениями после занятий по программе "Исцеляющая магия". Предполагалось, что разучивание фокусов улучшит моторные и познавательные функции пациентов, а также психосоциальные функции и мотивацию участия в процессах реабилитации. Проект “Волшебство для Нас” применялся в различных занятиях по реабилитации в рамках БОКСС, и одновременно специально изучалось терапевтическое использование изучения фокусов для людей с умственными нарушениями.
Методология
Профессиональное обучение
Перед началом применения «волшебной» терапии 30 специалистов, включая реабилитологов, социальных работников и тренеров, были обучены автором Программы Кевином Спенсером теоретическим и практическим аспектам программы "Исцеляющая магия" в декабре 2004 года.
Обучение методике
Затем специалисты, заинтересованные в использовании «Исцеляющей магии» в лечении, были обучены местным фокусником и профессиональными врачами. Обучающие сессии включали изучение различных фокусов, навыков, требуемых для показа и исполнения трюков, и их терапевтических элементов. По окончании обучения все специалисты были готовы к использованию «волшебной» терапии на практике, и дали согласие на участие в соответствующем исследовании.
Критерии включения пациентов в программу
Участники страдали психическими расстройствами, в основном шизофренией и депрессией. Они были психически стабильны и на момент начала исследования они участвовали в реабилитационном процессе в рамках данного лечебного учреждения.
Инструменты оценки
1. Тест «Доска Пурдье» использовался, чтобы оценить координацию, билатеральную функциональность рук и точную моторную ловкость.
2. Тест «Китайская общая шкала самоэффективности» (Chinese General Self-Efficacy Scale) использовался для оценки их уверенности в себе.
3. Тест «Личный индекс благополучия» (Personal Well-being Index) использовался, чтобы оценить их оценку собственного счастья и удовлетворения от жизни в целом.
Сбор данных
Использовались методы интервью, обсуждения в фокус-группах и наблюдения специалистов.
Результаты
Качественные итоги
Для участия в исследовательском проекте магической терапии были приглашены 6 групп участников с умственными нарушениями с различными степенями реабилитации
(n = 40). Данные были собраны с помощью: заполнения двух опросников, интервью в фокус-группах, фиксации устных отзывов и наблюдений во время и после проведения сессий исследователей, тренеров и фокусников. Результаты показали хорошее позитивное влияние на физический и психосоциальный уровни участников и продемонстрировали, что терапевтическое влияние фокусов может выступать новым методом помощи людям с психическими отклонениями.
Ответные реакции на использование магической программы характеризуют ее следующим образом: «она веселая; не сложная в освоении; креативная и инновационная; позволяет чувствовать себя удовлетворенным, дееспособным и уверенным в себе; помогает концентрироваться; помогает улучшить память и общую когнитивную функциональность; улучшает коммуникабельность и смелость в выступлениях на публике, а также улучшает двигательные навыки».
Официальные и неформальные отзывы, высказанные исследователями, тренерами и фокусниками, включали в себя следующие замечания о программе: «она улучшает точную моторную подвижность; улучшает мотивацию и активность пациентов во время групповых сессий; повышает коммуникабельность во внутригрупповом общении и публичных выступлениях; поднимает уверенность в себе и самооценку; помогает выражению позитивных эмоций во время групповых занятий.»
Количественные показатели
1. Личный индекс благополучия.
Данные были проанализированы с помощью одностороннего критерия парных выборок на основе SPSS (t-тест) (Таблица 1) для общего личного благополучия с t(27)=-1.873, p<0.05; оценка, полученная вопросом, касающимся межличностного общения, была t(27)=-2.527, p<0.05; и оценка, полученная вопросом, касающимся интеграции в общество, была t(27)=-2.217, p<0.05. Все результаты четко показывали существенное возрастание показателей всех пунктов после тренинга.
Таблица 1: сравнение показателей Личного индекса благополучия до и после тренинга
2. Тест «Доска Пурдье»
Данные были проанализированы с помощью одностороннего критерия парных выборок на основе SPSS (t-тест) (Таблица 2) для Доски Пурдье. Три из четырех показателей были существенными оценками. У левой руки t(23)=-2.541, p<0.05. У правой руки t(23)=-2.598, p<0.05. Результаты совместной работы рук были t(23)=-4.454, p<0.01. Все результаты четко показывали существенное возрастание показателей всех пунктов после тренинга.
Таблица 2: сравнение показателей теста «Доска Пурдье» до и после тренинга
Что касается теста «Общая шкала самоэффективности», значимое позитивное изменение было обнаружено в Вопросе 8 (насчет способности нахождения различных вариантов решения проблемы) только с t(28)=1.864, p<0.05, проанализированного с помощью вышеуказанного t-теста, показавшего рост после тренинга.
Резюме
Магические шоу для зрителей – это всегда приятные и интересные события, а участие в них в качестве фокусника позволяет человеку получать для себя серьезные результаты.
Участники программы и фокусники отметили значительные улучшения различных аспектов психосоциальной, когнитивной и моторной функций.
В отношении психосоциальных аспектов пациенты были хорошо мотивированы на работу в групповых сессиях с большей самоотдачей, чем в других психосоциальных групп. Также их занятия проходили очень весело, изучать фокусы было для них несложно и увлекательно. Кроме этого, выросла самооценка участников и «качество» их общения (появились новые интересные темы для разговора).
Насчет когнитивных аспектов, хотя участники не смогли точно определить области улучшений, большинство отмечало, что их память, концентрация и внимание реально улучшались, и что они начинали «быстрее» и логичнее думать.
Что касается моторных аспектов, подвижность участников, особенно мелкая моторика и нейромоторные связи, улучшалась по мере изучения все новых фокусов и повторения старых.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, большинство тренеров, а также фокусников и участников программы продемонстрировало большой интерес к ней и изъявило желание и дальше в ней участвовать.
Заключение
Проводимые в настоящее время исследования должны быть продолжены в целях выяснения и обоснования долгосрочных эффектов использования фокусов как терапевтического метода для пациентов с психическими расстройствами. Необходимо изучить основные параметры практики использования фокусов, позволяющей повысить внутреннюю мотивацию пациентов для участия в терапевтической сессии, а также самооценку и уверенность в себе, улучшить социальные и коммуникативные навыки, вкупе с повышением социального благополучия. Кроме того, целесообразны дальнейшие исследования терапии с помощью фокусов применительно к различным группам пациентов, например, пожилых.
|