Суббота, 27.04.2024, 05:14
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2017 » Январь » 18 » Индивидуальная программа реабилитации инвалида
18:24
Индивидуальная программа реабилитации инвалида

Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее – ИПРИ), выдаваемых медико-реабилитационными экспертными комиссиями по результатам медико-социальной экспертизы.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида определяет комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов.

 

Отказ инвалида или его законного представителя от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие государственные органы, а также организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реабилитацией инвалидов, от ответственности за ее исполнение.

«В решении от 10.07.2009 N Р-358/2009 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов» Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что освобождение от ответственности соответствующих государственных органов, организаций и лиц, занимающихся реабилитацией инвалидов, т.е. нанимателя, за исполнение ИПРИ может иметь место только при добровольном и осознанном отказе инвалида или его законного представителя от ИПРИ в целом или от реализации отдельных ее частей, при условии, что такой отказ подтвержден соответствующими доказательствами.

Для подтверждения отказа инвалида от реализации отдельной части его индивидуальной программы реабилитации, в частности, от установления ему в соответствии с подп. 2.3 формы ИПРИ неполного рабочего дня, работнику следует подать письменное заявление нанимателю, что позволит считать такое решение добровольным и осознанным.

Поскольку исполнение ИПРИ является обязанностью как нанимателя, так и работника, то осознанный и бесспорный отказ инвалида является основанием для безусловного приема нанимателем отказа работника, что выражается изданием соответствующего приказа.

В такой ситуации наниматель освобождается от ответственности за неисполнение ИПРИ.

В то же время отказаться от неполного рабочего дня, установленного работнику-инвалиду, в соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона на основании заключения МРЭК нельзя.

Таким образом, если в заключении МРЭК инвалиду была установлена рекомендация по работе в режиме неполного рабочего времени до вступления в силу действующей редакции Закона (23.10.2009), то права на отказ от неполного рабочего времени он не имеет.»

 (источник: http://www.yurist.by/)

Согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 N 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», индивидуальная программа реабилитации инвалида состоит из трех разделов:

программа медицинской реабилитации;
программа профессиональной и трудовой реабилитации;
программа социальной реабилитации.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.

При составлении индивидуальной программы реабилитации инвалида врачи медико-реабилитационной экспертной комиссии обязаны проинформировать инвалида о его правах, предоставляемых настоящим Законом.

Финансирование мероприятий по выполнению индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Согласно п.8 Инструкции о порядке заполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения                                               Республики Беларусь от 01.07.2011 N 65, при заполнении пункта 6 графы 2 «Перечень мероприятий» раздела II «Программа профессиональной и трудовой реабилитации» ИПР:

в подпункте 6.1 указывается нуждаемость инвалида в освоении образовательных программ;

в подпункте 6.2, который именуется «Нуждаемость в трудоустройстве по профессии, специальности (направление специальности, специализации)» — указываются профессии, специальности, по которым может работать инвалид;

в подпункте 6.3 – «Нуждаемость в адаптации к трудовой деятельности в профессии, должности» — указывается профессия, должность и период адаптации к трудовой деятельности по данной профессии, должности в месяцах;

в подпункте 6.4 указывается нуждаемость в оснащении рабочего места инвалида специальными приспособлениями для осуществления трудовой деятельности.

Например, в ИПРИ у Д., получившего высшее образование по специальности «История», имеется квалификация историк, преподаватель истории и социально-гуманитарных дисциплин. В его ИПРИ в подпункте 6.2 указано: «Уровень образования и полученная квалификация позволяет быть занятым в должностях историка, лаборанта с высшим образованием (вне непосредственного контакта с детьми до 18 лет). Также возможна занятость в профессиях, предполагающих наличие высшего образования без предъявления требований к профилю образования.»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если Д. решит искать работу по специальности, у которой есть требования к профилю образования, ему придется вновь обращаться в МРЭК для решения вопроса о выдаче нового консультативно-экспертного заключения либо внесения изменений в уже имеющееся.

Как мы видим, в аспектах трудовой реабилитации соответствующие государственные органы действуют иногда излишне директивно и не вполне гибко. На данном примере видно, что в некоторых случаях формулировки слишком расплывчаты и они устанавливают не вполне понятные директивные ограничения в данной сфере для данного инвалида. Это может приводить в том числе к вторичной стигматизации инвалида и к сложностям в его последующем трудоустройстве, как самостоятельном, так и с помощью органов занятости.

На протяжении последнего времени различные чиновники комментировали эту ситуацию примерно схоже. Например, Анжела Боложко, заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Горецкого райисполкома, комментировала в 2015 году:

«При установлении инвалидности специалисты МРЭК «прописывали» пациенту профессии, по которым человек с данным диагнозом мог работать. В индивидуальной программе реабилитации, как правило, указывали обычно от 2 до 5 профессий. А если инвалид находил шестую или седьмую, но она не была отмечена в заключении, трудоустроиться он уже не мог. Необходимо было снова проходить медкомиссию в поликлинике. Этот процесс достаточно трудоемкий и затратный как для медиков, так и для пациента. А желанная вакансия при этом занималась другими. Какой работодатель согласится ждать сотрудника, да еще инвалида, несколько недель, а то и больше?! Да и зачем ограничивать человека каким-то перечнем?! Может, он в течение своей жизни освоил ряд дополнительных специальностей! Поэтому решено уйти от запретительных мер, сделать так, чтобы люди работали там, где они захотят, если это не ухудшает состояние здоровья, а имеющееся заболевание не создает угрозу для окружающих. Если у человека приступы потери сознания, безусловно, его ни при каком желании не допустят до вождения автобуса, но целый ряд других профессий ему может быть доступен.

Второй этап проекта проводится до 31 декабря 2015 года. На основании результатов примут окончательное решение об отмене конкретного перечня профессий (специальностей) для трудоустройства людей, имеющих ограничения по состоя-
нию здоровья.»

(ссылка http://www.gorkiv.by)

«08.04.2016 г. в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь с участием первого заместителя Министра А.В.Лобовича, заместителя Министра А.А.Румака, представителей Министерства здравоохранения, РНПЦ «Медицинской экспертизы и реабилитации», ОО «БелОИ», ОО «БелТИЗ», ОО «БелОГ» подведены итоги реализации пилотного проекта по расширению возможностей для трудоустройства инвалидов.

Проект реализовывался с 15 апреля по 31 декабря 2015 г. в Бресте, Витебске, Гомеле, Волковыском районе Гродненской области, Борисовском районе Минской области, Горецком районе Могилевской области, Первомайском районе г. Минска.
Пилотный Проект был направлен на отработку взаимодействия между медико-реабилитационной экспертной комиссии, осуществляющей оценку возможности профессиональной и (или) трудовой реабилитации инвалидов, и органами государственной службы занятости по оказанию инвалидам помощи в трудоустройстве.

В рамках проекта в индивидуальных программах реабилитации инвалидов указывался не конкретный перечень профессий, специальностей, по которым может работать инвалид, а определялись условия труда, в которых он может работать (трудиться), производственные факторы и противопоказания для его трудоустройства (шум, высота и т.д.).

В ходе обсуждения результатов проекта было отмечено, что отмена указаний в индивидуальной программе реабилитации инвалида конкретного перечня профессий, специальностей предоставляет инвалиду более широкие возможности для трудоустройства. Кроме того, отмечено уменьшение количества обращений инвалидов в МРЭКи в целях корректировки индивидуальной программы реабилитации инвалида, в части заполнения раздела II «Программа профессиональной и трудовой реабилитации» ИПР.

По результатам обсуждения принято решение о внедрении в практику работы органов государственной службы занятости и органов здравоохранения результатов пилотного проекта.»

(ссылка: http://www.mintrud.gov.by/)

19 мая 2016 г. Министр здравоохранения Беларуси Василий Жарко пояснил следующее:

«С 1 мая 2016 года все медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) республики при установлении гражданину группы инвалидности не указывают конкретный перечень профессий для его трудоустройства, а лишь противопоказанные производственные факторы и необходимые условия труда».

Оценку возможности профессиональной и (или) трудовой реабилитации инвалидов осуществляет МРЭК. Ранее в индивидуальной программе реабилитации инвалида указывался конкретный перечень профессий (специальностей), по которым инвалид мог работать. Однако нередко возникали ситуации, когда рабочее место, на которое он хотел устроиться, не было включено в этот список. И человек был вынужден повторно (а то и многократно) обращаться в МРЭК с целью коррекции трудовых рекомендаций.

В отдельных районах Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской областей и Минске в 2014-2015 годах был реализован пилотный проект. Так, при составлении индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида в ней указывался не перечень конкретных профессий, специальностей для его возможной трудовой занятости, а то, что пациент нуждается в исключении воздействия неблагоприятных производственных факторов и создании необходимых условий для труда.

Далее органы по труду, занятости и социальной защите оказывали инвалидам содействие в трудоустройстве с учетом имеющихся возможностей (наличие вакансий, в том числе по программе трудовой адаптации, возможностей переобучения и др.). В ходе реализации этого проекта было отработано взаимодействие между МРЭК и органами по труду, занятости и социальной защите по указанным вопросам.

Итоги реализации этого пилотного проекта обсуждались в апреле текущего года на совместном совещании Минтруда и соцзащиты и Минздрава с участием представителей общественных объединений (организаций) инвалидов и оценены как положительные. По результатам проекта всеми заинтересованными сторонами было отмечено уменьшение барьеров для трудоустройства инвалидов. В частности, отпала необходимость повторных обращений инвалидов в МРЭК для коррекции трудовых рекомендаций, сократилось время освидетельствования пациента в МРЭК и составления ИПР.

Было принято совместное решение о распространении наработанной практики деятельности МРЭК и органов по труду, занятости и социальной защите по вопросам трудоустройства инвалидов в части исключения перечня профессий, рекомендованных для трудоустройства инвалидов.»

(ссылка: http://www.belta.by/)

Найти это решение в открытом доступе нам не удалось. В вышеупомянутую Инструкцию о порядке заполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида последние изменения вносились 30.06.2012 г.

Выше упоминался Перечень профессий, по которым мог работать инвалид. Единственным источником такой информации, к которому имеется открытый доступ, является Рекомендуемый примерный перечень профессий для трудоустройства инвалидов, который входит в Приложение 2 к Санитарным правилам и нормам 2.2.3.13-57-2005 «Гигиенические требования к организациям, использующим труд инвалидов», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. N 279. Он гласит следующее:

«1. Инвалидам вследствие нервно-психических заболеваний рекомендуются следующие виды ручного или несложного механизированного труда: мелкие несложные слесарные работы, ручная штамповка, сборка электронагревательных приборов, электроустановочных изделий (штепсельных розеток, включателей, штепсельных вилок, электропатронов и т.п.), сборка замков, сборка и ремонт авторучек, сборка застежек «молния», сборка, клейка и окраска безвредными красителями металлических и деревянных игрушек, изготовление изделий из мягкой проволоки, ручные столярные работы, простейшие живописные работы, шитье на швейных машинах, вышивка, вязанье, плетение, разрисовка тканей, изготовление дамских вуалей, сеток для волос, несложные переплетные работы, изготовление наглядных пособий, муляжей, макетов, изделий из папье-маше, картонажных изделий, ватных и картонных елочных украшений, искусственных цветов (не металлических), изготовление вывесок, плакатов и указателей, лакировка деревянных изделий и т.п.

Необходимо осуществление преемственности видов труда в лечебно-трудовых мастерских диспансеров в организациях, использующих труд инвалидов.
Организация труда должна предусматривать возможность предоставления одним больным (с интеллектуальным снижением) элементарных расчлененных, однотипных операций, другим больным (с выраженными волевыми нарушениями и постпроцессуальным дефектом) — более сложных видов труда, отличающихся разнообразием, красочностью, возможностью выполнения в короткий срок готовой продукции и т.п.
Для инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний могут быть рекомендованы, главным образом, ручные операции без значительных мышечных усилий, например: сборка изделий из металлов, пластмассы, дерева и т.п.; окраска мелких металлических и деревянных деталей безвредными красками; живописные работы по дереву, стеклу, тканям, бумаге (также безвредными красками); изготовление мелких изделий из проволоки и сетевязальное производство; переплетные и картонажные работы; изготовление мелких изделий ручным способом из дерева и папье-маше, резьба по дереву; изготовление плакатов, указателей и транспарантов; фасовка мелкой галантереи: шпилек, булавок, пуговиц, зажимов для волос и т.п.; ручное шитье, вязание и вышивание; ремонт бытовой электроаппаратуры, простая сборка мелких изделий (авторучек, циркулей и т.п.).
Для инвалидов вследствие туберкулеза легких могут быть рекомендованы следующие виды работ: производство мелких изделий, например, медицинского инвентаря, мелкого инструмента, металлогалантереи, сборка металлических дорожных вешалок, сборка замков; сборка электрорадиоаппаратуры, сборка телефоно- и радиоаппаратуры; холодная штамповка и прессовка небольших изделий; ремонт швейных, пишущих и счетных машин и бытовых приборов (электронагревательных приборов, стиральных машин и т.п.); столиков аптечных шкафчиков, ящиков для карточек и т.п.; производство и ремонт часов, производство швейных и трикотажных изделий, художественное шитье, пошивка белья, кепок и т.п., производство кожгалантерейных изделий, резьба по дереву, разрисовка по дереву; вязание и плетение разных видов; картонажное дело и другие подобного рода работы
Возможность выполнения работы инвалидами вследствие заболевания органа зрения и их трудоустройство определяются формой заболевания, характером и степенью нарушения функции зрения.
Для инвалидов по зрению в зависимости от заболевания рекомендуются следующие профессии:

7.1. для всех инвалидов по зрению — резьбонарезчик на станках, слесарь механосборочных и электромонтажных работ, резчик материалов и съемщик оболочек в кабельном производстве, картонажник, щеточник-кустонасадчик, стегальщик одеял;

7.2. для инвалидов по зрению вследствие поражения роговой оболочки — профессии, перечисленные в п. 7.1 (за исключением картонажника, щеточника, стегальщика), и, кроме того, армировщик и комплектовщик электропроводов, трикотажник на плоскофанговых машинах, круглочулочных и круглотрикотажных полуавтоматах, резальщик и высекальщик бумаги и картона, сшивальщик коробок, резчик на ножницах и прессах, токарь по металлу;

7.3. для инвалидов по зрению вследствие высокой близорукости с изменениями глазного дна и вследствие заболеваний сосудистой и сетчатой оболочки — профессии, перечисленные в п. 7.1, и, кроме того, высекальщик бумажных и картонажных изделий, токарь по металлу;

7.4. для инвалидов по зрению вследствие катаракты — профессии, перечисленные в пп. 7.1 и 7.2, за исключением профессии токаря по металлу;

7.5. для инвалидов по зрению вследствие афакии и подвывиха хрусталика — профессии, перечисленные в пп. 7.1 и 7.2, за исключением профессии токаря по металлу, резальщика бумаги и картона, сшивальщика коробок на проволокосшивальных машинах;

7.6. для инвалидов по зрению вследствие атрофии зрительных нервов — профессии, перечисленные в пп. 7.1 и 7.2, за исключением профессии токаря по металлу, армировщика и комплектовщика электропроводов, щеточника-кустонасадчика;

7.7. для инвалидов по зрению вследствие глаукомы — профессии, перечисленные в п. 7.3.

Использование труда инвалидов в других профессиях требует согласования со специалистами МРЭК, медико-санитарных частей организаций и органов госсаннадзора.
Лицам с нарушением слуха противопоказаны работы в горячих цехах, в производствах с воздействием мощного производственного шума (клепальщика, гвоздильщика, обрубщики и т.п., в производствах с воздействием химических веществ, оказывающих вредное действие на слуховой аппарат (аналин, ртуть, свинец и т.п.). Лицам, страдающим вестибулярными расстройствами, противопоказаны работы с движущимися механизмами.»

Существует информация о следующей научно-исследовательской работе, с чьим содержанием не представилось возможным ознакомиться:

УДК: 616.1/.8-036.865
Год издания: 2007

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ I, II, III ГРУПП С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ, СТАТОДИНАМИЧЕСКИМИ, КАРДИОРЕСПИРАТОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ВСЛЕДСТВИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ТРАВМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕРДЕЧНО-СОСУД

Смычек В.Б., Горустович Л.Н., Овсянникова Л.А., Быков Э.П., Холупко Л.Т., Чумакова Т.В., Рябцева Т.Д., Казак Л.Г., Казакевич Д.С., Копыток А.В.
Рубрики: 76.35.35
Научно-исследовательский институт медико-социальной экспертизы и реабилитации
Тема НИР: Разработать медицинские показания и противопоказания к профессиональному труду инвалидов I, II и III групп. Разработать перечень профессий для их трудоустройства в Республике Беларусь
Сроки выполнения НИР: январь 2003 г. – декабрь 2005 г.
Научный руководитель: д-р мед. наук, проф. В.Б. Смычек
Источник финансирования: госбюджет

(ссылка: http://med.by/dmn/book.php?book=07-6_6)

Таким образом, представляется необходимым более четко отрегулировать данные вопросы, дав специалистам и инвалидам четкие критерии и ориентиры в сфере трудовой реабилитации, жизненно важной для людей. Трудовые рекомендации должны стимулировать человека к действиям, к новым достижениям и самореализации, к полноценному и полноправному возвращению в социум, так что необходимо сделать так, чтобы ИПРИ действительно была инструментом реабилитации в полном смысле слова, но ни в коей мере не очередным методом стигматизации и нарушения прав человека и инвалида, как иногда, к сожалению, бывает. Для достижения этих целей целесообразно разворачивать и поддерживать постоянный общественный диалог, минимизировать сопутствующую бюрократизацию, а также обеспечивать полную информационную открытость и транспарентность этой сферы.

 

http://stopstigma.by/ipr/

Просмотров: 1620 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"