Что такое инклюзивное образование? Ответить на это вопрос, наверное, сможет не каждый. Между тем, термин «инклюзивный» (от фр. inclusif -«включать в себя»), подразумевает совместное обучение, воспитание и общение людей, как имеющих ограниченные возможности здоровья, так и тех, кто этих ограничений не имеет. Инклюзия имеет целый ряд принципов, главный из которых: высочайшая ценность любой человеческой личности вне зависимости от его успехов, способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать, каждый имеет право на общение и право быть услышанным, каждый нуждается в поддержке и дружбе ровесников.
В последние годы в нашей стране много говорят об инклюзивном образовании. Активно перенимается опыт зарубежных коллег, создается безбарьерная среда, и кое-что делается в этом направлении в области формального образования, например, открываются целые классы в школах и группы в детских садах, где ребёнок с особенностями учится наравне со своими здоровыми сверстниками. Например, в этом году на базе средней школы № 5 заводского района открылся инклюзивный класс для детей-аутистов. Однако если говорить об инклюзивном образовании для взрослых, тем более о неформальном инклюзивном образовании, - то здесь приходится констатировать, что на уровне государства не делается практически ничего.
Однако есть и положительные примеры того, что в нашей стране все же есть примеры достаточно успешной инклюзии людей с особенностями развития в общество, чему способствует неформальное образование, которое поводят в жизнь различные НГО и общественные объединения.
Так, Белорусское молодежное общественное объединение «Разные – равные!», которое действует в Республике Беларусь с 1999 года выступило с инициативой создания Международного летнего палаточного лагеря «Круглое озеро», который уже по многолетней сложившейся традиции проходит на живописных озерах и водохранилищах Беларуси: на берегу Плещеницкого водохранилища в Логойском района Минской области, на озере Швакшты в Витебской области, Вилейском водохранилище.
Половина участников лагеря – это люди с ограниченными физическими возможностями. Сам летний палаточный лагерь существует уже пятнадцать лет, и собирает друзей не только из Беларуси, но и из стран СНГ и Европы: Польши, Германии, Франции.
Традиционно участники летнего лагеря проводят 10 дней в палатках, в лесу. На равных они участвуют в образовательных мероприятиях, спортивных соревнованиях, тренингах, дискуссиях, ролевых играх и вечерних концертах. Это реально помогает преодолевать психологические барьеры и стереотипы, создавать новые предпосылки для более открытого и тесного общения.
Общественное объединение проводит не только ежегодные палаточные лагеря, но и различные экологические, культурные, образовательные мероприятия, кинопоказы, в которых на равных участвуют как люди с ограниченными возможностями, так и без них. БМОО «Разные-равные!» помогает молодым людям с ограниченными возможностями и их здоровым сверстникам разрушать барьеры и стереотипы, найти путь к взаимопониманию и принятию, вместе заняться интересным общим делом.
Другой показательный пример в сфере неформального инклюзивного образования – Брестское областное молодежное объединение «Инвалид и среда». Эта организация участвует во множестве образовательных программах и проектах для людей с особенностями. Так её усилиями был создан «особенный» театр в рамках проекта «Искусство быть собой», где играют одновременно как люди с особенностями, так и здоровые. Благодаря такой поддержке ребята переживают настоящий сценический успех, начинаю верить в свои силы, возможности и таланты. В 2012 году в г. Столине Брестской области прошел летний интегрированный лагерь «Театр под открытым небом», где молодые инвалиды из Беларуси, Украины и России собрались вместе, чтобы поиграть, потренироваться в актерском мастерстве, найти новых друзей и расширить свои возможности. На протяжении 7 дней они участвовали в самых разнообразных театральных и музыкальных мастер-классах, психологических тренингах и играх. (по материалам сайта http://daebrest.by)
Так же в рамках проекта постоянно проходят выставки фото-клуба «Погляд», тренинги и мастер-классы, обучающие тренинги для волонтеров.
В г. Бресте в 2005 г. в структуре ООО «Центр молодежной инициативы» и при поддержке шведских социальных кооперативов был создан центр трудовой реабилитации «Керам АРТ». В Центре работают и получают специальность формовщика-литейщика молодые люди с особенностями развития. Несмотря на это «Керам АРТ» находится на полном хозяйственном расчете. Ребята изготавливаю прекрасную сувенирную керамическую продукцию: расписные тарелки, кружки, магниты, подковы, сувенирные футболки и многое другое.
«Керам АРТ» регулярно проводит обучающие семинары и мастер-классы по работе с керамикой и тканью для всех желающих.
Так с 28 сентября по 1 октября 2012 года на базе мастерской «Керам АРТ» прошел семинар по шелкографии. Семинар проводился в рамках проекта БОМОО «Инвалид и среда» «Неформальное образование молодых людей с ограниченными возможностями» при финансовой поддержке посольства Финляндии в Вильнюсе.
В семинаре приняли участие молодые люди с ограниченными возможностями Брестской области, представители общественных организаций и инструкторы по работе с инвалидами.
Участники имели возможность познакомится со всем процессом печати: от изготовления макета на компьютере до нанесения рисунка на футболку.
Вторая часть семинара прошла на Белом озере, где прошелмастер-класс по изготовлению сувениров из гипса. Участники увезли с собой образцы изделий изготовленных своими руками и формы. (по материалам сайта http://keramart.by/Sem%20sept.html)
Таким образом, можно сказать, что в сфере инклюзивного неформального образования для людей с особенностями развития некоммерческие и общественные организации давно уже сделали значительный шаг вперед. Хочется надеяться, что такая тенденция сохраниться, и в будущем этот положительный опыт будет реализовываться и поддерживаться на уровне государственных программ.
авторы Юлия Сергеева и Ангелина Жадько
http://www.edu.adukatar.net
|