Понятия «умный» и «дурак», конечно, являются относительными и зависят от выбранной системы отсчета. Человек, являющийся очень умным с точки зрения одного человека, может быть полным дураком с точки зрения другого. Например, для маленького ребенка его родители кажутся очень умными, даже если у них лишь среднее образование и средний коэффициент интеллекта (IQ).
Рассмотрим некоторые наиболее типичные примеры логической аргументации, к которой прибегают люди, как правило, обладающие низким уровнем интеллекта (по сравнению с теми, кто понимает ошибочность такой псевдо-аргументации). Подобные примеры можно нередко встретить на всевозможных онлайн-форумах и в комментариях к статьям на различных сайтах.
Примеры высказываний, характерных для типичного дурака:
«Ты не прав». Собственно, фраза вида «Ты не прав» — это вообще не аргумент, а утверждение, требующее доказательства. Если, например, вы оставляете в Интернете под какой-либо статьей комментарий вида «Автор не прав» или «Статья — бред», но не приводите доказательств вашего утверждения, то у вас явные проблемы с логическим мышлением.
«Я считаю, что автор не прав» (вариант: «Автор не прав, потому что так считает Великий Я»). Ваше личное мнение — это ни в коей мере не доказательство чьей-либо правоты или неправоты, а всего лишь ваше личное мнение. Если вы — не всеведущий Господь Бог и не живое воплощение истины в последней инстанции, то ваше личное мнение, с точки зрения логики, не имеет никакого значения. Если вы утверждаете, что кто-то не прав, вы должны быть способны доказать свое утверждение, а иначе ваше утверждение является необоснованным и лишено смысла.
«Статья — бред, потому что я ничего не понял». Тот факт, что лично вы чего-то не поняли, не означает, что в статье изложена бессмыслица, а говорит лишь о том, что вы чего-то не поняли. Попробуйте прочитать статью еще раз. Если не поможет, значит, возможно, что эта статья не для вас, а для более умных людей.
«Кто вообще автор? Что умного может написать никому не известный автор?» Логика является неперсонифицированной. Истинность или ложность какого-либо утверждения не зависит от того, кто является автором утверждения. Либо вы способны найти логические ошибки в рассуждениях автора, либо не способны. Представьте, что вы спорите с искусственным интеллектом. Аргументация вида «Ты не прав, потому что ты — машина и у тебя нет фамилии, а я прав, потому что я — человек и меня зовут Вася» является абсурдной.
«Какое у автора образование? Кем он вообще работает?» А какое это имеет значение? Должность школьного учителя не помешала ученому-самоучке Константину Циолковскому стать основоположником российской космонавтики; работа клерком в патентном бюро не помешала Альберту Эйнштейну создать теорию относительности; а отсутствие высшего образования не помешало Биллу Гейтсу создать самую популярную в мире операционную систему.
«Автор не прав, потому что в Википедии об этом ничего не сказано» (вариант: «в учебниках этого нет»). В Википедии много о чем не сказано, а в учебниках для школьников и студентов можно найти лишь то, что входит в рамки данного курса (как правило, этот уровень знаний существенно отличается от уровня, представленного в научной периодике и в докладах на научных конференциях). Любое принципиально новое знание всегда выходит за рамки имеющегося. Считать какой-либо логический вывод ошибочным лишь на том основании, что он новый — абсурдно. Либо вы можете найти ошибки в рассуждениях автора, либо не можете. Ссылки на отсутствие изложенных автором выводов в энциклопедиях или в школьных учебниках не имеют никакого смысла.
«Автор не прав, потому что известный ученый [ФИО известного ученого] считает иначе». Мнение любого известного или неизвестного ученого — это лишь его личное мнение, которое не является доказательством истинности или ложности чего бы то ни было. Знаменитый британский физик Уильям Томсон (лорд Кельвин) в 1895 году считал, что создание летательного аппарата тяжелее воздуха невозможно, а знаменитый американский физик Альберт Майкельсон (соавтор эксперимента Майкельсона-Морли, ставшего эмпирической основой принципа инвариантности скорости света, входящего в специальную и общую теории относительности) заявлял, что «все наиболее важные фундаментальные законы и факты физической науки уже открыты» (это было сказано в 1894 году, когда Альберт Эйнштейн еще учился в школе). Обширный перечень подобных примеров, когда знаменитые ученые ошибались в своих оценках, нетрудно найти в Интернете
|