Главный упрек, который звучал в адрес Концепции будущей государственной программы по интеграции инвалидов, пожилых людей и физически ослабленных лиц на 2016-2020 годы со стороны общественных объединений инвалидов, – поставленная планка не предполагает эволюции. Главное беспокойство – мероприятия программы не будут реализованы. Главное разочарование – эффективность выполнения госпрограмм недостаточно высока.
Представители инвалидных общественных объединений Беларуси не удовлетворены Концепцией госпрограммы по интеграции инвалидов, пожилых и физически ослабленных лиц. Особенно тревожно это звучит, принимая во внимание то, что разработчики НИИ труда Министерства труда и соцзащиты и представители Белорусского общества инвалидов, Белорусского товарищества инвалидов по зрению, Белорусского общества глухих и Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам потратили немало времени на обсуждение данного документа. Практики такой не случалось уже давно.
При этом совсем скоро различные ведомства в инвалидной политике примут к действию цель, задачи, мероприятия новой госпрограммы, которые зададут ритм следующему пятилетию. На основе Концепции вскоре будет составлена и сама Программа по интеграции инвалидов, пожилых и физически ослабленных лиц на 2016-2020 годы. Впервые в рабочую группу по подготовке проекта Госпрограммы приглашены представители вышеназванных общественных объединений. А пока…
Владимир Потапенко, председатель ЦП ОО «БелОИ»:
– Я был участником обсуждений первой госпрограммы Беларуси. И я вспоминаю те времена, когда при обсуждении любого мероприятия первой программы предложениям со стороны организаций инвалидов уделялось особое внимание. И в составе той программы были мероприятия, которые финансировались государством, но исполнялись на уровне общественного объединения – это и трудоустройство, и обучение, и профориентация, и развитие физкультуры и спорта. Я считаю, что к такому социальному партнерству стоит вернуться.
Постепенно в Беларуси проблеме инвалидности придается все меньшее значение. Обратите внимание, что в первой программе было порядка 300 мероприятий, в последующих количество мероприятий уменьшается, финансирование сокращается. И в конечном счете появляется такая запись «в пределах выделенных средств». Никто не контролирует, кто должен выделять эти средства и в каких пределах. И, как правило, эти пункты не выполняются. В каждой программе это 10-15%.
Мы в ОО «БелОИ» проанализировали одну из предыдущих госпрограмм, и оказалось, что она выполнена процентов на 30. В программах столько хороших мероприятий прописано. Но никогда вы не слышите, насколько выполнена эта программа.
Мы изначально предлагали проблему безбарьерности решать таким образом: определить места проживания инвалидов, в первый год создать доступную среду в радиусе их дворов, улиц – такие концентрические круги. В следующий раз радиус круга будет больше, еще больше… В конечном счете эти круги пересекутся.
Михаил Антоненко, заместитель председателя ОО «БелТИЗ»:
– Многие пункты для людей с инвалидностью по зрению вошли в Концепцию. Как они будут исполнены? Мы неоднократно удивлялись: почему мы не расцениваем нарушение программы как нарушение экономического законодательства?
В очередной раз мы подаем свои данные за 2014 год в рамках еще действующей программы. Выводов нет. Нет ответственности за невыполнение. У нас подведение итогов отдано на откуп областным советам по проблемам инвалидов либо коррекционным советам. Я убежден, что, если мы декларируем себя как социально ориентированное государство, не мешало бы сделать и прокурорский надзор над этими программами. Чтобы контролировало не Министерство труда, у которого не достает полномочий.
Мы настаивали, чтобы программа была направлена на выполнение норм Конвенции ООН о правах инвалидов – этого пока нет. Как социально ориентированное государство мы должны присоединиться к Конвенции!
Елена Титова, председатель ОО «БелАПДИиМИ»:
– Наши предложения в Госпрограмму были построены на тех нормах и практиках, которые действуют уже в Европе для людей со множественными нарушениями, с интеллектуальными нарушениями. Это сопровождение и индивидуальный подход.
К примеру, сопровождение семей, начиная с рождения ребенка с особенностями психофизического развития, создание услуги ассистента для человека с интеллектуальной недостаточностью, создание института ограничения дееспособности, возможность отделениям дневного пребывания ТЦСОНов и психоневрологических интернатов продавать вещи, которые делают воспитанники в мастерских… Когда нас осенью познакомили с Концепцией госпрограммы, то оказалось, что вообще наша категория никак в ней не рассматривается.
Еще нас очень беспокоит межведомственная разобщенность. Для наших семей это катастрофически. Также нужны консультанты от общественных объединений при министерствах.
Светлана Ганеева, заместитель председателя ОО «БелОГ»:
– Возьмем, к примеру, наше телевидение – уже на протяжении многих лет мы говорим о доступности телевидения для инвалидов с нарушением слуха. Смысл телевидения – это идеологическая работа нашего государства. Определенная часть граждан с нарушением слуха не получает нужную информацию, которую Беларусь считает необходимым довести через СМИ. Вызов врача, пожарных, скорой – проблема на сегодня нерешаема, хотя в программе уже более 10 лет. Когда мы говорим, что нам нужен республиканский центр приема SMS-сообщений, у нас даже не считают нужным уточнить, каким мы видим решение.
Сегодня в Беларуси есть вопросы по подготовке сурдопереводчиков. Есть положительный опыт в МЧС и в МВД – в учебные программы включили курс «Основы жестового языка». Надеемся, через какое-то время с нами смогут общаться работники этих служб. Хотелось бы, чтобы в Минздраве тоже сочли необходимым знать нашу азбуку. Сегодня нехватка специалистов жестового языка остро ощущается. Ну и в целом по программе важно, чтобы были реальные объемы ассигнований.
Сергей Дроздовский, заместитель председателя ЦП ОО «БелОИ», координатор Офиса по правам людей с инвалидностью:
– Первые программы, которые в наибольшей степени включали участие общественных организаций инвалидов в их создании, пожалуй, оказались самыми эффективными. В последующем они скорее повторяли друг друга, приобретая только новые цифры в денежном эквиваленте, новые даты и сроки.
Меня упрекали в том, что я критикую, ничего не предлагая, и что все мои посылы о реинституализаци, о доступности, о дискриминации не имеют под собой никакого основания. Все мои попытки обратить внимание на различные исследования не приводят ни к чему. Мы предложили новую цель госпрограммы, другую структуру, которая охватывала бы все сферы жизни. Не только услуги социального обеспечения, к чему сводится сегодня программа. Мы действительно не предложили готовой альтернативной Концепции, которую нам предлагалось написать за неделю. Это невозможно сделать без полноты данных, которые есть только в государственных источниках, они закрыты.
Конвенция ООН о правах инвалидов предлагает ряд приоритетов: независимое проживание, деинституализация, защита от дискриминации, повышение правоспособности человека. Это легло в основу нашей структуры. Концепция госпрограммы в принципе не учитывает этих приоритетов.
Практически нигде в госпрограммах мы не видим человека. Госпрограмма даже не соответствует белорусскому Закону «О социальной защите инвалидов», который говорит, что в центре всей работы должен быть человек. Главным критерием должно быть не количество пониженных бордюров, а количество людей, которые могут спокойно перемещаться, не количество созданных рабочих мест, а насколько в каждой местности человек может найти себе работу по своим способностям и потребностям. Мы предлагали сделать целью госпрограммы повышение субъектности человека с инвалидностью, чтобы он стал не просто потребителем услуг, а сам стал определять свою жизненную стратегию. В том числе выбирать тех, кто услуги ему предоставит. Но возможности переданы не человеку, а службам, которые обязаны оказывать заботу о нем. Хорошо, последний год начала меняться ситуация с МРЭКом и трудоустройством…
Такие замечательные новации, как сопровождаемое проживание, индивидуальное сопровождение, образовательная программа для предпринимателей, – все они появились вне госпрограмм. Особый пункт программ – «изучить вопрос…». Пока не было ни одного вопроса изучено до той степени, чтобы он решился. Более того, новая Концепция госпрограммы писалась и пишется без анализа предыдущей. Конкретный человек с инвалидностью, пострадавший от нарушений, будь то безбарьерная среда, трудоустройство, отсутствие субтитров, не имеет формы защиты – ни судебной, ни административной. Мы не знаем ни одного случая наказания.
На протяжении года, общаясь с НИИ труда, мы видели динамику. На предпоследней встрече мы видели именно ту программу, с которой могли бы согласиться. Но нам представили совершенно иное.
Юлия ЛАВРЕНКОВА
Фото автора
информация с сайта www.wmeste.by
|