Пятница, 03.05.2024, 19:51
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2016 » Июль » 15 » Немного о Белорусах и белорусских особенностях
17:24
Немного о Белорусах и белорусских особенностях

 Традиции и обряды Беларуси имеют много общего с таковыми у своих славянских соседней. Белорусы (беларусы) относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, их предками были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей, отчасти древляне, северяне и волыняне. Предки белорусов вобрали в себя множество черт древнейшего населения этого края - летто-литовских племен ятвягов, а также некоторые черты польской, литовской, украинской, русской и еврейской культуры, сохранив при этом, несмотря на многочисленные опустошительные войны, не раз прокатывавшиеся по этой земле, свои главные национальные черты.

 

  Сам белорусский этнос неоднороден и включает в себя несколько субэтнических групп – в Полесье живут "полещуки", в районе Пинских болот – "пинчуки", вдоль верхнего течения Днепра можно наблюдать верхнеприднепровский антропологический тип, а на юге страны заметно украинское влияние. Даже в языке можно выделить два диалекта – юго-западный и северо-восточный. Также здесь проживало и проживает множество представителей еврейской, татарской, украинской, польской, русской и других культур, каждая из которых имеет полную свободу самовыражения.

 

  Культура страны представляет собой, пожалуй, наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, "Громницы" и "Гуканне весны" (перелом года от зимы к лету), "Сороки" и "Деды", "Коляд" и "Дожинок" (праздник окончания жатвы), "талаки" и "сябрына" (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор.

  Основной местного социума всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина занимал и занимает здесь важнейшее место – это и "бацька" для детей и "дядьзька" для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались "мужскими", тканые и плетеные – "женскими". Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно - настолько самобытны местные мастера.

  Тихая и величественная природа страны наложила отпечаток и на облик народа. Белорусы по большей части очень приветливы и добродушны, многовековая общинность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия – здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе). Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.

  В отношении одежды строгих норм нет – белорусы с удовольствием носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и национальные наряды. В деловом этикете приняты костюмы европейского стиля. Деловой визит должен быть заранее согласован и подтвержден непосредственно перед встречей. Рабочий день в большинстве учреждений продолжается с 09:00 до 18:00.

  В деловых кругах широко распространены русский, английский и немецкий языки. В повседневной жизни повсеместно используется белорусский язык, который снова введен в качестве государственного в 1990 г. Однако русский также имеет широкое распространение, что привело к образованию своеобразного интернационального сленга, известного как "трасянка". В любом месте можно услышать начало беседы на белорусском, а продолжение – по-русски, или наоборот. В качестве письменной основы используется кириллица, но иногда применяют и латинский алфавит. Некоторые белорусские топонимы в произношении местных жителей иногда звучат довольно непривычно, например Хродна (Гродно), Махилеу (Могилев), Витсебск (Витебск) и так далее, поэтому при общении такие моменты следует иметь в виду.

 

По материалам belarus.turne.com.ua/culture


Белорусская земля, белорусская душа...

 

 

И душа, и судьба народа всегда связаны с землей, на которой он живет. 
 

  Польские и русские писатели уже давно заметили самобытность и особенность этого края. Польский историк М.Довнар-Запольский в 1919 году написал: «Благодаря своей исторической и этнографической особенности белорусы представляют собой наиболее чистое славянское племя, принявшее и внешний вид славянина и много его особенностей психики и быта».

  А великий русский писатель И.Бунин, гостивший у своего друга в Витебской губернии в 1913, так записал в своем дневнике: 
«У крестьян этой полосы, по моему мнению, в наиболее чистом виде сохранились неиспорченные черты славянской расы. В них видна порода. Да и живут они хорошо, далеко не в тех ужасных некультурных условиях, как наш мужик в средней России».

  Географическое положение белорусской земли определило судьбу ее народа.Она находится на прямом пути из Западной Европы к Москве, поэтому по ней прошли все захватнические войны.

  Пик расцвета Белоруссии пришелся на средние века, когда она входила в состав Великого Княжества Литовского. Только тогда жители его называли себя литвинами, имели письменность на старобелорусском языке и исповедовали православную христианскую веру. Но, несмотря на то, что христиане-белорусы были более просвещенным народом, князьями в Княжестве были язычники литовцы. Тут кроется какая-то загадка: почему белорусы упустили свое явное преимущество на главную роль в ВКЛ? Наверное, ответ в белорусском характере – уступчивом и неамбициозном. Литовские князья несколько раз принимали православную веру, женились на русских княжнах и на протяжении нескольких десятилетий вели с Москвой войны «по собиранию земель» с переменными успехами.
Но в 1385 году литовский князь Ягайло женится на польской королеве и переходит в католичество. Начинается католизация населения. Православным белорусам отводится второстепенная роль в управлении княжеством. Но, несмотря на это, литовцы и белорусы вместе воюют против внешних врагов: немцев с запада и татар с востока. Одновременно в 15 веке с укреплением польско-литовского союза (Унии) усиливается дискриминация православного населения, начинается национальный гнет. 

  В 16 веке при царе Иване III Московское княжество путем захвата Западных земель расширяет свои владения и усиливает свое влияние. Литовские князья, боясь захвата своих земель, в 1569 году срочно подписывают с поляками Люблинскую Унию, по которой практически теряют свою независимость, государственный язык (белорусский) и входят в состав Речи Посполитой. Начинается полонизация высших слоев ВКЛ. Православное белорусское население насильственно переводится в католицизм. 

  С тех пор единство белорусского народа подорвано: часть западного населения, исповедующая католическую веру, тяготеет к Польше, а большая восточная часть, сохранившая православную веру предков, тяготеет к России. Попыткой объединения двух вероисповеданий было создание в 16 веке Униатской веры, которая была упразднена в 1839 году царским указом. Издавна Польша и Россия постоянно воевали друг с другом за обладание белорусскими землями. Белоруссия частично входила то в состав Польши, то в состав России, постепенно теряя свое национальное сознание и единство.
 
  В 18 веке после расширения Российской Империи на Запад происходит несколько разделов Польши, и все белорусские земли попадают в царскую Россию. Впервые Екатерина II использует название края «Белая Русь». Белорусский крестьян из польского «быдла» превращается в русского «холопа». От непосильного гнета в 18 и 19 веках происходят несколько больших польско-белорусских восстания (1794, 1830 и 1863 гг.) против царского режима (во всех русских энциклопедиях они называются только польскими), которыми руководят два этнических белоруса: Тадеуш Костюшко и Кастусь Калиновский. Восстания жесточайше разгромлены, их руководители казнены, большое количество поляков и белорусов (12000) сослано в Сибирь. Большую роль в подавлении восстания сыграл русский генерал А.Суворов. В белорусской литературе ХIХ века одинаково встречаются и антипольские, и антирусские настроения. И во всех произведениях стон от непосильного гнета, тоска по свободе, мечта о справедливости. В деревнях нищета, болезни, пьянство. Польский помещик выжимает все силы из мужика, русский чиновник забирает его в рекруты, а еврей-корчмарь обирает и спаивает.

 И ко всему этому еще захватнические войны, которые вели в 19 и 20 веках западные страны (Франция и Германия) против России всегда проходили по территории Белоруссии и разорили ее вконец. У белорусского народа до сих пор нет вкуса к богатству, к стяжательству. Ему никогда не удалось ничего накопить и сохранить. Бесконечные войны сравнивали с землей деревни и города, уничтожали все богатства. Ему бесконечно дорог мир, порядок и свобода.
Мне кажется, что октябрьский переворот, который произошел в 1917 году, в большинстве своем белорусы встретили с надеждой. Он избавлял их от нескольких врагов сразу: русского царя (для них никогда не был Царем-батюшкой) и польского пана(высокомерного и спесивого). Конечно, последующая коллективизация и репрессии поубавила симпатии к новой власти, но, в целом ко второй мировой войне Россия получила на Западе верного и надежного соратника. Иначе, чем объяснить то массовое народное противостояние в немецком тылу, которое оказала Беларусь в борьбе с фашизмом? Предателями оказались единицы. 

Вообще Великая Отечественная война была высшей точкой дружбы русского и белорусского народов, она стала их кровным братством. Такие невыносимые страдания и потери, какие вынес белорусский народ в годы этой войны, мало кому из народов выпадали в истории ХХ века. Только к 1985 году Белоруссия восстановила свою довоенную численность населения. Это ее вечная память и боль. Об этом много и сильно написано в белорусской литературе (Алесь Адамович, Василь Быков и др.). 
После войны Белоруссия с помощью России быстро поднялась. В 70-80-х годах – это сильная и процветающая республика. Минск – один из самых благополучных и красивых городов Советского Союза. Конечно, в деревнях по-прежнему жизнь трудна, но крестьяне не ропщут – они благодарны за мирную жизнь и честно трудятся. Они не хотят никаких перемен – они хотят мира и гарантом его выступает Советский Союз.
 
Но вот наступает Перестройка, происходит распад Советского Союза. Белорусы озадачены. Что это принесет им? Они не привыкли жить самостоятельно, и всей своей историей приучены быть в составе какого-то сильного государства. Им жаль того, что они защищали в войну и дорого то, что они построили после войны. Часть населения, в основном западная, вспомнив былые обиды, с вожделением начинает смотреть на Запад, другая часть с надеждой смотрит на Восток. Появляется новый лидер – А.Лукашенко, абсолютно свой и понятный, который обещает порядок и дальнейшее процветание Белоруссии, и они идут за ним. И вот тут-то соседи и слева и справа начинают оспаривать выбор народа. Запад называет его диктатором (как, впрочем, считает диктаторами всех неугодных ему народных избранников), Россия, к которой тянется Лукашенко, неодобрительно отмечает его стремление к самостоятельности и с несвойственным ей цинизмом начинает торговаться из-за энергоресурсов.

 Белоруссия осталась одна. Без моральной поддержки, без энергоресурсов, со старой постсоветской индустрией и несовершенной экономикой. И что же белорусы? Затянули пояса, экономят, работают, живут... В городах Белоруссии чисто, на улицах порядок, мало пошлых рекламных щитов, народ не роется в помойках и не ворует на дачах. Народ-то, все же, европейский, привыкший уважать порядок и частную собственность. 
Конечно, можно обвинять белорусов в «совковости», забитости, в отсутствии национального самосознания. А нужно ли это им? Вспоминать свое былое величие в Великом княжестве литовском? А было ли оно? И куда заводят национальные амбиции всем известно из истории.

Вообще, задумываясь над судьбой и национальным характером белорусов, невольно приходишь к следующему сравнению, что белорусы неоднократно были народом-Агнцом, которого приносили в жертву своим имперским амбициям  народы-соседи. А Агнец, он всегда кроткий и чистый.Но белорусский народ устал быть Агнцом...ОН ПРОСТО ХОЧЕТ СПОКОЙНО ЖИТЬ. И давайте уважать его право на это.

 

 

https://www.proza.ru 

Ольга Скворцова,

Просмотров: 1510 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"