Новогодние праздники неотъемлемо вошли в нашу жизнь. Между тем в массовом сознании с этими событиямм связан ряд недоразумений и неясностей.
Чтобы развеять их хотя бы частично, мы пригласили в редакцию старшего преподавателя кафедры «Философия, история и политология» БелГУТа Александра Елопова. Который к тому же ведёт занятия на библейско-богословских курсах Гомельской епархии и уже много лет является ведущим православной духовно-просветительской радиопрограммы «Ключ разумения» на областном радио.
Александр Елопов
— Александр Петрович, начнём с главного: как так вышло, что у православных христиан Рождество следует за Новым годом, а не наоборот, как в других христианских конфессиях?
— Если начинать отсчёт нового года с 1 января, то мы, православные христиане, празднуем Рождество Христово до этой даты, а именно 25 декабря. Точно так же, как это делают католики. Вот только последние пользуются при расчёте времени григорианским календарём, появившимся в Европе в 16 веке, а Русская Православная Церковь сохраняет для своего внутреннего, богослужебного употребления более древний юлианский календарь.
До Октябрьской революции по юлианскому стилю жила вся наша страна. Но в 1918 году пришедшие к власти большевики провели календарную реформу, объявив, что за 31 января 1918 года должно следовать… 14 февраля. Год, правда, оставили тот же, 1918 от Рождества Христова. Датировка событий сдвинулась вперёд сразу на 13 дней, в результате чего 25 декабря (по юлианскому календарю) превратилось в 7 января (по новому стилю), а 1 января стало 14-м…
— То есть старый Новый год, который мы празднуем в ночь с 13 на 14 января, по сути, является истинно новым?
— Для кого как. Если вести речь о Православной Церкви, то её новолетие приходится на 1 сентября (по юлианскому календарю) или 14 сентября по григорианскому. Именно в этот день верующие по традиции молятся Богу о даровании благословения на новый начинающийся год. Что касается того, что у нас именуют старым Новым годом, то в церковном календаре на эту дату приходятся праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого.
Кстати, старый Новый год отмечают не только в России, Украине и Беларуси. Делают это почти во всех бывших советских республиках, а также в Сербии, Черногории, Македонии, даже в некоторых кантонах Швейцарии.
— Да, но при этом люд православный не гнушается праздничных столов в ночь с 31 декабря на 1 января. Даже несмотря на Рождественский пост.
— Не стоит обобщать. Среди моих единоверцев есть те, кто и хочет, и способен выдержать Рождественский пост, не изменяя его строгости. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов ситуацию, совершенно обычную для страны, пережившей долгие годы официального безбожия. В одной семье могут жить люди, по разному относящиеся к Православной Церкви. Некоторые являются глубоко верующими, зато другие — чуть ли не воинствующими атеистами. Одни находят для себя большой смысл и великую пользу в посте, другие считают его чем-то надуманным и архаичным. Что же делать православным в таких обстоятельствах? Ругаться, разводиться, прятаться в других комнатах?
Поэтому очень часто верующие присаживаются в новогоднюю ночь к праздничному столу ради сохранения мира в своих семьях, а не потому, что не в силах удержаться в жёстких рамках поста. Надо ценить этот выбор и не злоупотреблять им. Невоцерковленным людям лучше поучиться у верующих деликатности и терпению.
Другое дело, сколько среди нас истинно верующих. Я неоднократно проводил среди своих студентов опросы, чтобы выяснить отношение молодых людей к Православной Церкви. И вот какая интересная тенденция обнаружилась. Крещёнными в группе примерно из 30 человек оказываются все. При этом лишь половина считают себя христианами, примерно столько же — верующими людьми. Причащаются хотя бы раз в год всего 3-6 человек. При этом очень редко кто-то из них может пересказать (не прочитать наизусть!) «Символ веры» или назвать знаменитые 10 заповедей. Или хотя бы две из них, о которых Христос сказал, что в них заключён весь Закон. Спрашивается, сколько в этой конкретной аудитории присутствует православных христиан на самом деле?
— Вопрос, конечно, интересный. Может, именно поэтому для значительной части нашего народа что Новый год, что Рождество, что Крещение — всё едино? Пей, гуляй, веселись… На Новый год — хороводы вокруг ёлки, на Рождество — гадания, на старый Новый год — колядование, на Крещение — купание в проруби. Вот и вся разница. Но ведь есть же правила, как Рождество отмечать надо?
— Всякий церковный праздник — это событие, которое должно приблизить нас к тому вечному и главному, что или, точнее, Кто составляет подлинный смысл человеческой жизни. Поэтому общий совет: хотя бы в этот день хватит, наконец, суетиться, дёргаться, кривляться и болтать. Помолитесь! Посетите праздничное богослужение, найдите возможность в эти дни причаститься, стать сотелесниками и единокровниками Самого Бога. Сделайте своему ближнему что-то столь доброе, искреннее и бескорыстное, чтобы окружающие поняли, что наш Бог есть Любовь, а мы, христиане, Его послушные дети. Без этого всё остальное — праздничные угощения, подарки, даже строгий пост в Сочельник — окажутся духовно бесплодными и бесполезными.
Мы, православные, часто желаем друг другу в дни праздников сохранить надолго переполняющую нас радость. И как кстати, что время от Рождества до Крещения Господня — это сплошь праздничные дни, Святки. Согласно старинной традиции в это время люди могут колядовать — ходить по соседям, друзьям и знакомым с песнями, прославляющими Рождество Спасителя.
Справедливости ради надо отметить, что наряду с христославными колядками наши предки порой пели и колядки посевные, восходящие к древним языческим верованиям. Исполняя их, колядовщики переодевались в различные необычные костюмы и страшные маски, в то время как христославные колядовщики устраивали шествия с Вифлеемской звездой. К сожалению, христославные колядки крайне редко можно услышать от современных жителей России и Беларуси. Но в западных районах Украины они до сих пор в большом почёте.
— Зато у нас 13 января каких только ряженых на улицах не встретишь!
— Смысл такого переодевания в том, что раньше одетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который по языческим верованиям помогал плодородию. Как правило, так одевались именно на Новый год, то есть 14 января. Этот обычай до сих пор осуждается церковью. А раньше новогодних колядовщиков даже в дом не пускали: одаривали угощениями через порог или окно. Тогда как христославных колядовщиков принято было приглашать в дома. Между прочим, тем, кто на Святки ходил в «личине», на Крещение полагалось окунуться в иордань — специально вырубленную в реке и освящённую прорубь.
— Грех смыть?
— Люди воспринимали это именно так.
— Александр Петрович, вот вы всё о колядках говорите. Откуда тогда в нашем лексиконе слово «щедровать»?
— От так называемого Щедрого вечера, который приходится на канун Нового года 31 декабря или старого Нового года 13 января. Кстати, у словаков и чехов Щедрый вечер совпадает с Рождественским Сочельником.
Со Щедрого вечера начиналась Щедрая неделя, или Богатая Коляда. Обрядовый ужин в этот день отличался разнообразием блюд и скоромностью. После щедровали под окнами и в домах, где величали хозяев и желали им благополучия в наступающем году. Щедровские песни от рождественских отличались в основном тем, что вместо «Светлый вечер» пели «Щедрый вечер».
Так что колядки сегодня — это христианский праздник. Он не встречает нареканий со стороны православной церкви. Наоборот, церковь старается поддерживать эту религиозную и народную традицию. Но только в том случае, если это прославление Христа, а не языческого Коляды. В эти дни находилось место различным играм, забавам и даже гаданиям.
— В этой связи самый, наверное, запутанный вопрос: традиция гадать под Рождество имеет право на жизнь?
— Отвечу словами Священного Писания: «Всё мне позволительно, но не всё полезно». Многим людям, называющих себя православными, во все времена было не чуждо желание заглянуть в будущее. И во все времена Православная Церковь осуждала гадание как душевредное суеверие, ссорящее человека с Богом. Речь, обращу внимание, не только о святочных гаданиях. Людям в принципе не стоит любопытствовать о будущем. «Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? — вопрошал Василий Великий. — Если будущее принесёт тебе нечто доброе, то оно придёт, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами». Другими словами, делай, что должен, а плоды своих усилий предай суду и милосердию Бога.
Кстати, Рождество Христово является мощным свидетельством в пользу Божественного милосердия. После множества гадостей и глупостей, которыми люди наполнили свою историю, Бог не побрезговал стать одним из нас. Он умалился, Он втиснулся в наш мир до такой степени, что лежал крохотным тельцем на руках Святой Пречистой Матери. А дальше мы знаем, что было: Бог вочеловечившийся пошёл ради нас на крест…
Значит, для него мы, люди, не такие уж безнадёжные! Значит, есть в нас что-то хорошее, ради чего Господь пытается нас спасти. И в первую очередь от мрака в собственных душах. Он в нас верит! Осталось нам поверить в Него… Сможем ли?