В Беларуси законодательство, регулирующее благотворительность, представлено разрозненными нормативными актами, в которых реализованы различные, иногда конфликтующие между собой, подходы к регулированию благотворительной деятельности. Отсутствует системный, комплексный подход к регулированию различных видов благотворительной деятельности: спонсорская помощь, благотворительные пожертвования, волонтерская деятельность и т.п.
За исключением сферы культуры и спорта, законодательство выполняет сдерживающую, а не стимулирующую функцию развития благотворительной деятельности. Поскольку в белорусском законодательстве отсутствует определение термина «благотворительность» в настоящем анализе под благотворительностью понимается следующее: «Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи». http://ru.wikipedia.org
В настоящее время порядок предоставления помощи в Республике Беларусь устанавливается, прежде всего, актами Президента Республики Беларусь и включает правовое регулирование трех основных ее видов: безвозмездной (спонсорской) помощи (Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 ”О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи“), иностранной безвозмездной помощи (Декрет Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2003 г. № 24 ”О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи“) и международной технической помощи (Указ Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460 ”О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь“).
Вопросы государственной поддержки благотворительной деятельности устанавливается актами Президента Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 14.04.2011 №145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации» и Указ Президента Республики Беларусь от 3.11.2011 №497 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта»), и в Налоговом кодексе Республики Беларусь (особенная часть) 29 декабря 2009 г. № 71-З. Следует отметить, что в соответствии с указанными законодательными актами данные виды помощи и поддержки могут использоваться также для целей, не входящих в понятие благотворительной деятельности. В настоящем документе не анализируется Указ Президента Республики Беларусь от 22 октября 2003 г. № 460 ”О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь“, поскольку получателем данной помощи является Беларусь на основе межправительственных соглашений.
В результате проведенного анализа определены основные правовые барьеры, которые сдерживают развитие благотворительной деятельности в Беларуси, а также предложено семь ключевых идей по совершенствованию нормы законодательства.
читать полностью в формате PDF >>>>>>
|