Наряду со всеми существующими заболеваниями в традиционной тибетской медицинской (ТТМ) школе подробное изучение отведено психологии и психиатрии. Причинами подобных расстройств являются неполадки жизненной энергии Ветра (Лунг), а точнее самому главному его виду - Ветру держателю Жизни (Срог-Дзин Лунг). Он обитает в человеке с момента зачатия, в голове, соединяя ум и сердце. Тонкий ветер отвечает за раскрытие сознания, глотание, обеспечивает работу органов чувств, памяти и нервной системы.
Из допрагматической медицинской теории многих культур следовало, что психические и умственные отклонения - это результат одержимости демонами, злыми духами. В тибетской трактовке духам до сих пор вменяют в вину врожденное или внезапное безумие человека. Чтобы излечить пациента за основу берут логические и тантрические методы и используют Дхарму. Тибет с незапамятных времен славился, как загадочная территория магов и магии. А местные монахи владеют достаточно мощными духовными силами.
В нашем мире тема «духов и демонов» воспринимается либо с сарказмом, либо испугом. Познание традиционной тибетской медицине исключает псевдомистические спекуляции и материалистическое неприятие феноменов сознания.
С религиозной точки зрения, душевные расстройства необходимо исцелять с помощью дхармических практик. Санскритское «дхарма» (то, что удерживает на пути) тождественно слову из тибетского словаря - «чос» (врачевать, исцелять). Сопоставляя значения можно сделать вывод, что Дхарма излечивает душу и эмоции, блокирующие путь к просветлению. Базисный подход основывается на трех «китах» - трех жизненных силах в человеческом теле (доша). Если происходит разбалансировка одного из начал - Слизи, Ветра или Желчи - на уровне психики, за этим непременно последует соответствующее расстройство физического тела. Таким образом, традиционная тибетская медицина соотносит эмоции с физиологией. При лечении врачи корректируют питание и вводят вещества, недостаток которых привел к недугу. Лекарственные препараты составляют, опираясь на систему пяти элементов.
Диагностика и исцеление
Причины психических и умственных деструкций могут возникать при рождении. Нарушенный баланс ветра будущей мамы служит фундаментом для появления дефектов мозговой деятельности эмбриона. Женщина должна уберегать себя от несчастных случаев, шоковых ситуаций, депрессий и стрессов. Подобные отрицательные аспекты негативным образом сказываются на психике ее ребенка. Для беременных важно пребывать в дружелюбной атмосфере, особенно в последнем триместре. Крайне подвержены психической неустойчивости люди с высокой квалификацией и ученые. Иногда они схожи с лунатиками, плохо справляются с повседневной рутиной. Чтобы заполучить ученые степени им пришлось приложить немалые усилия в период становления и юности. Любое повышенное давление на молодой организм, еще не научившийся исполнять незначительные обязанности, влечет за собой разбалансировку внутреннего ветра.
Коренные причины могут быть разными, но умственные и психические заболевания появляются в момент вхождения ветров в ненадлежащие для них каналы и места. Например, когда они расширяют жизненный канал, вторгаясь в сердце - обитель тонкой жизненной силы. При этом страдает душевная сила, появляются галлюцинации и искаженное восприятие реальности. В традиционной тибетской медицине «сердце» - синоним «ума». Здоровый ум обеспечивает сердечный центр, откуда чувства распространяются по нервным каналам в мозг. Результаты стрессового влияния эманируют в физические недомогания: гипертония, сердечнососудистые заболевания.
На ранних стадиях расстройство ветра можно диагностировать, наблюдая тревожность, высокую чувствительность пациента, неуравновешенность в поведении. Дополнительные проявления: частый сердечный ритм, снижение координации и головокружения, плохой сон и аппетит, частая смена настроений. Дополнительный физический показатель - трещина по центральной линии языка. Если оставить «бушующий ветер» без лечения, то состояние со временем трансформируется в психоз.
Для помощи больному тибетский врач прописывает комплекс процедур, диету и лекарственные препараты, обладающие согревающим, умиротворяющим действием. Сила традиционной тибетской медицине гениальным образом воплощает на практике свои мистические и философские постулаты. Лекарственные препараты составляют из, тщательно подобранных и записанных в медицинских трактатах тысячелетия назад, ингредиентов. Начиная с момента сбора трав и до завершающей стадии, целитель концентрирует свои духовные силы и познания, подключая их к процессу приготовления. Среди нейролептических компонентов тибетской фармакопеи можно выделить несколько основных - борец (Aconitum, «бонг-нга» - растение ядовито!), смола ферула (Ferula assafoetida, «шинг-кун»), Costusspedosus (ру-рта), гвоздика, мускатный орех, различные смолы для окуривания и смеси.
|