Пятница, 26.04.2024, 02:06
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2017 » Март » 10 » Психофизические особенности пожилых людей
20:03
Психофизические особенности пожилых людей

 Дискуссии вокруг того, что считать старостью, её первым проявлением, что такое возраст старости и каковы его границы, ведутся давно, но только в последнем десятилетии эти вопросы стали объектом пристального внимания. Для рассмотрения особенностей этого возраста иногда используется понятие «третьего возраста» 

Прежде всего, необходимо дать определение возрастных границ данного периода жизни человека. Эти границы весьма условны, так как скорость старения для каждого человека различна и зависит от многих факторов. Помимо этого существует большая разница между восприятием собственного возраста и календарного. Старение также зависит не только от биологического изменения, но и от социально-культурных условий. Поэтому наиболее правильным представляется ориентироваться на изменение социальной ситуации и роли человека.

Следует отметить, что существует множество градаций пожилого возраста. Иногда пожилой возраст рассматривается как период поздней взрослости и разбивается на четыре десятилетия: предстарческий (60 - 69 лет), старческий (70 - 79 лет), позднестарческий (80 -89 лет), дряхлость (90 - 99 лет  В других случаях пожилой возраст делится на 3 группы: поздняя взрослость – период адаптации к изменениям социальной ситуации развития (55 - 69 лет), собственно пожилой возраст – период действия компенсаторных механизмов (70 - 79 лет), долгожительство – период зрелых достижений (80 лет)

Пифагор относил к началу старости возраст 60 - 80 лет и ассоциировал его с зимним временем года

 Гиппократ относил начало старости к возрасту 56 – 63 года. В Спарте человек, достигший 60 лет, считался старейшиной. В Древней Греции пожилыми считались люди с 60 лет. В Китае 60 - 70 лет – желанный возраст, только лишь с 70 начиналась старость. Средневековые деятели эпохи Возрождения началом старости у мужчин считали возраст 50 лет, а у женщин – 30 лет. В России население с 60 лет – увядающее поколение.

Русский демограф А. П. Рославский-Петровский,  живший в первой половине XIX века, относил старость к 61 году

Французские физиологи XIX века указывали на 55-60 лет, как на начало старости. Немецкий физиолог М. Рубнер, живший в 1854-1932 гг., наступление старости соотносил с 50 годами, а почтенную старость - с 70 годами. По данным ассоциации здравоохранения США на 1939 год, ранняя старость наступает в 65 лет, а сама старость - в 75 лет. У. Фарр в середине XIX века возраст 60 - 80 лет описывал как признание своих заслуг, а 80 - 100 лет - как почётную старость. Советские демографы возраст с 60 лет считали послерабочим. Английский геронтолог  D.B. Bromley в 1978 году старость отсчитывал с 70 лет. Бернсайд делал следующую градацию возраста: 70 - 79 лет – старческий, 80 - 89 лет -  позднестарческий, а с 90 лет – дряхлость.

По международной классификации возрастов: 65 - 74 – ранний период старости, с 75 - старость. Международное сообщество считает 60 - 75 лет пожилым возрастом, 75 - 90 лет - старческим возрастом, а людей, достигших  девяноста лет -  долгожителями

В нашей стране в 1965 году принята следующая периодизация: пожилой возраст у мужчин охватывает период с 61 до 74 года, у женщин – с 56 по 74 год; старческий возраст у мужчин и у женщин продолжается с 75 до 90 лет, долгожителями считаются и мужчины, и женщины старше 90 лет. Многие авторы считают, что в России процесс старения протекает с существенными отклонениями от нормы. Международные стандарты, согласно которым старческим является возраст 75 – 89 лет, для современной России являются слишком оптимистическими. В нашей стране старение, а также связанное с ним ограничение деятельности человека, наступает значительно раньше.

Обобщая эти данные, мы видим, что на всём протяжении человеческой истории у различных народов, мыслителей и учёных были различные представления о пожилом возрасте. Скорее всего, такое многообразие  обусловлено тем, что развитие в старости слишком индивидуально и значительно зависит от кризиса встречи со старостью, который будет рассмотрен далее. Поэтому деление на подпериоды не отвечает действительности и наиболее разумным представляется выделение в старости периода, называемого пожилым, который будет включать в себя возраст с 65 лет.

Старость, по распространённым в обществе стереотипам, считают временем отдыха, или угасания, или даже «полусуществования» 

Хотя в психологии всё большую популярность приобретает точка зрения, согласно которой старость – это не только угасание, но и продолжающееся развитие личности человека. Развитие в старости осуществляется в направлении возрастания духовной зрелости человека. Причём именно возрастанию, а не достижению полной зрелости, так как предела развития у человека нет. Духовная зрелость в психологии – это устремлённость ко всё более полному разрешению своей жизненной задачи. Необходимо дать почувствовать человеку ответственность за её выполнение.

Пожилой возраст играет особую роль в жизненном цикле человека: в это время оценивается пройденный путь как целостный процесс, а также объясняется смысл прожитой жизни, её ценность для последующих поколений. Действительно, только в старости можно увидеть, был ли человек по-настоящему счастлив, сумел ли он воспитать детей, оставил ли после себя какой-нибудь след, выполнил ли свою жизненную задачу. Интересно, что мысленное проигрывание молодыми людьми своей старости нередко заставляет переосмыслить ценности и цели их настоящего. Отношение людей к старости составляет основу нормального общества. Главная потребность пожилых людей - убедиться в ценности прожитой жизни. Это не так уж и просто, потому что довольно часто воспоминания о прежней жизни вызывают у представителей «третьего возраста» чувство уныния. Здесь выступает психологическая защита по типу отрицания, т.е. стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимся представлением о себе.

Для этого человек должен оглянуться  назад  и проанализировать свой жизненный путь: успехи и достижения, неудачи и срывы, сфокусироваться на прошлом или настоящем, а не на будущем. Если человеку удастся свести свои прошлые поступки в единое целое, систематизировать их в рамках сложившегося мировоззрения и увидеть себя звеном в многовековой истории человечества, то, согласно теории Эриксона, этот человек удачно решает психосоциальный конфликт старости - "целостность против отчаяния"

eerikson2

Э. Эриксон отмечал, что необходимо принять свой жизненный путь как единственно должный без порицания жизненного пути других. Таким образом, в старости на первый план выходит внутренняя работа над собой, итогом которой должно быть приятие своего жизненного пути. Тогда, благодаря участию в будущем поколении - наследии, которое переживёт их,-  страх и отчаяние уже не мучают человека, и он со спокойной душой переступает через близкую перспективу грядущей смерти. А формой взаимоотношения человека с ограниченностью жизни становится мудрость со зрелостью ума, сосредоточением знания, тщательно обдуманными суждениями и глубоким всеобъемлющим пониманием

Во-первых, достаточно важным для "успешной старости" является проблема заполнения освободившегося от трудовой деятельности времени какими-то другими видами активности. Иначе, при определении себя только в профессиональных рамках, отсутствие работы вызовет ряд отрицательных эмоций, с которыми не каждый сможет справиться. Во-вторых, необходимо избегать чрезмерного сосредоточения внимания пожилых на возрастных недомоганиях, физических недугах и изменениях внешнего облика, которыми сопровождается старение. Всё это достигается укреплением и развитием человеческих отношений. В-третьих, пожилые должны осознавать, что, хотя физическая смерть неизбежна, они смогут укрепляться в значимости прожитой жизни, если будут знать, что внесли вклад совершением добрых дел, воспитанием молодёжи, детей, внуков, творением милостыни.

Не менее важным является осознание необходимости завершения того, что можно завершить. Также следует определить границы возможного и принять собственное несовершенство и недостатки других как самого себя. Из этого вытекает важнейшая задача старости  - выполнение тех жизненных задач (семейных или социальных функций), которые не выполнились или недостаточно хорошо выполнялись в течение предыдущей жизни 

Например, мама, уделявшая недостаточно внимания воспитанию сына в молодости, занимается воспитанием теперь уже взрослого сына. Отсюда возникают конфликты на почве гиперопёки бабушками своих внуков: бабушка стремится додать то, что не успела или не сумела дать собственным детям. Хотя в старости происходит вынужденное снижение внешней активности, одновременно наступает углубление сферы внутренней активности. Как писал К. Дюркхайм, "…смысл старости, как и её достоинства, не привязан больше к действию, направленному наружу, в мир... Плодом зрелой человечности является благословение излучения, которое без всякого действия исходит от человека..."

Ещё одной задачей старости, наверное, самой трудной, является осуществление внутренней работы в системе "жизнь - смерть"

 . Согласно этой системе, старение является связующим звеном между жизнью и смертью. Пожилой человек чувствует приближение смерти, это переживание носит глубоко личный характер и отражается на ощущении одиночества стариков. И действительно, одиночество наступает не тогда, когда нет вокруг близких, а когда с ними нельзя поделиться своими переживаниями. У некоторых появляется страх смерти, из-за чего пожилые избегают темы смерти вообще, либо постоянно обращаются к ней с желанием скорее умереть. Старость позволяет развенчать миф о вечной жизни на земле, и лишь когда принимаешь мысль о неизбежности собственной смерти, страх отпадает сам по себе.

С древних времён человечество не могло разгадать тайну смерти. Нет такого периода истории, когда этот вопрос не пытались бы решить. Широкое отражение данная тема нашла как в философии, так и в Священном Писании, где повествуется вся история мироздания, описывается творение человеческой души, загробной жизни людей. Это примиряет человека с фактом смерти и помогает преодолеть страх пред ней.

Смерть является одной из наиболее важных проблем, с которыми сталкивается человек. Решение этой проблемы обычно откладывается на конец жизни, когда что-то решить уже не получается, тем более поздно бороться и жалеть о том, что мысли о смерти застали врасплох.

В различные исторические эпохи отношение к смерти пожилых людей менялось. Причём это отношение является своеобразным индикатором характера цивилизации, так как оно сильно влияет на коллективное сознание. Французский психолог Ф. Арьес выделяет пять этапов отношения людей к смерти пожилых

Первый - "все мы умрём". Это осознание неизбежности смерти, люди не воспринимали уход из жизни как полный разрыв, так как не было пропасти между миром мёртвых и живых.

Второй - "смерть своя", который сформировался к XI в. и основан на идее индивидуального суда, происходящего после смерти. Человек начинает в смерти открывать собственную индивидуальность, поскольку представление о всеобщем суде над родом человеческим сменяется частным судом.

Третий - "смерть далёкая и близкая". Он основывается на осознании отсутствия защиты от природных явлений, смерть приобретает неукротимый характер.

Четвёртый - "смерть твоя", который появляется в связи с ослаблением веры в посмертный ответ за свои поступки. Смерть уже воспринимается романтически, как нечто прекрасное, например, как воссоединение с ранее умершим человеком.

Пятый - "смерть перевёрнутая", в нём смерть вытесняется из коллективного сознания. Этот этап переживается только в развитых государствах. О смерти в этом случае вообще не принято говорить, создаётся впечатление, что её как будто бы нет. Западному человеку пришлось дорого поплатиться за технический прогресс, результатом которого стало отчуждение от основополагающих этапов жизни: рождения, брака и смерти

 

Таким образом, у пожилых людей весьма ярко встаёт проблема необходимости осмысления отношения к смерти и невозможности её обсуждения с окружающими. В контексте современных материалистических ценностей успеха и благосостояния старость и смерть уже не включаются в нормальный процесс жизни, а рассматриваются как поражение, болезненное воспоминание об ограниченности нашей власти над природой. В такой системе ценностей неизлечимо больной, умирающий человек, а также старики считаются проигравшими, как впрочем, думают и они сами 

Отношение к смерти условно можно разделить на три типа, исходя из примера тяжелобольных людей. Одни не понимают, что с ними происходит, не замечают даже очевидных признаков смерти и не имеют душевных страданий. Другие внешне будто бы не замечают, но стараются жить полнее, интереснее. Они прячут довольно большой страх внутри себя, при этом используют довольно много энергии. В стремлении прогнать мысли о смерти эти люди остаются фактически в одиночестве, так как общение с окружающими превращается в игру: «Как дела?» - «Всё хорошо, всё в порядке". Есть ещё одна группа, согласно исследованиям психолога Калиновского, - группа людей, у которых во время онкологического заболевания жизнь становится глубже и полнее, чем перед заболеванием, а сны - светлее и радостнее

Это состояние схоже с ощущением блаженства, условно его называют чувством "принятия"

 

Как отмечала Э. Кюблер-Росс, смерть может явиться последней стадией роста. Близость смерти освобождает личность от условностей, когда человек живёт чужими мыслями. Рост состоит в том, что человек перестаёт быть чьим-то отражением, а становится самим собой. Кюблер-Росс, долго изучавшая  проблему смерти, выражала желание самой умереть от рака, так как она не желает лишится такого периода роста личности. Пожилые люди, проводя аналогию с онкологическими больными, должны жить, постоянно давая себе отчёт в собственной смертности, а победой будет являться сознательная смерть.

Помимо отношения пожилого человека к смерти необходимо рассмотреть возможность символического бессмертия19. Вот несколько основных способов обеспечения символического бессмертия: биологический, творческий, теологический, натуралистический и трансцендентный. Биологическое бессмертие заключается в том, что человек имеет своё продолжение в потомстве. Другой способ увековечения - творческий, который состоит в посвящении жизни общей цели, творческому процессу, который позволит утвердиться в будущем через творение своих рук. Для пожилых этот способ является весьма актуальным, потому что многие гении творчества достигали расцвета именно на закате своих дней. Весьма значимой для пожилых людей является такая форма бессмертия, как теологическая, в которой смерть преодолевается путём приобщения к вечным духовным ценностям и духовной жизни в целом. Натуралистический способ состоит в том, чтобы перейти из города в провинцию, изменить ритм жизни на более гармоничный, сочетающийся с природой. Ещё одним способом является трансцендентный, т. е. стремление с помощью упражнений или наркотиков абстрагироваться от мира, времени, самого себя.

Стремление к символическому бессмертию существовало всегда, а вот выбор того или иного способа определял смысл последних лет жизни. Как писал Юнг, отрицание смерти является нездоровым и ненормальным, и обессмысливает вторую половину жизни

 

К. Юнг

Н. А. Бердяев считал, что "…великая задача человеческой жизни состоит в том, чтобы человек научился выходить из себя, из поглощённости собой к другим людям и миру, к ценностям, имеющим сверхличностное значение"

Н.А. Бердяев

Итак, старость, будучи связующим звеном между жизнью и смертью, должна быть временем внутренней работы личности. Для того чтобы смерть не стала объектом паники и уныния, пожилому человеку необходимо выработать к ней своё отношение и иметь возможность обсуждения этого вопроса с другими людьми. Сознательная смерть будет знаменем победы над ней. А утешением человека в старости являются его добродетели, всё хорошее, что он смог сделать, а также вложить в других людей.

Социальные и духовные проблемы пожилых людей

У пожилых людей возникает ряд социальных и духовных проблем, между которыми прослеживается как весьма ощутимая разница, так и своеобразная зависимость.

Для получения более целостной картины сначала рассмотрим социальные проблемы. К ним можно отнести медицинские, жилищные, бытовые, экономические и психологические трудности.

Проблемы пожилых можно разделить на внутренние и внешние

. Внутренние проблемы – это те, которые можно решить силами социальной защиты. А внешними проблемами являются трудности, решение которых зависит от других учреждений и ведомств.

Внутренние можно разделить на проблемы «независимости», проблемы «ухода», проблемы «участия в жизни общества», проблемы «реализации внутреннего потенциала», проблемы «обеспечения достойного образа жизни».

Проблемы независимости включают потребности: в предметах домашнего обихода, в частности, бытовых приборах, в средствах реабилитации, в ремонтных работах.

Трудности ухода в основном выражаются в необходимости медицинского консультирования на дому и получения периодической медицинской помощи.

Что касается участия пожилых в жизни общества, то основные проблемы возникают в связи с невозможностью общения с другими пожилыми людьми и молодёжью.

Проблема реализации внутреннего потенциала связана с возможностью поделиться опытом с другими людьми, возможностью посещать храм и участвовать в церковных таинствах.

Обеспечение достойного образа жизни связывают с возможностью свободно перемещаться по городу, т.е. в наличии социальной службы такси, а также с улучшением жилищных условий и с получением материальной помощи.

Приведём статистику трудностей пожилого возраста: 31% пожилых людей не может без посторонней помощи одеться, помыться, поесть; 50% с трудом ходят и поднимаются по лестнице; 30% значительно ограничены в движениях из-за развития функциональной недостаточности суставов; от 17 до 41% (в зависимости от возраста) не могут без посторонней помощи передвигаться по городу; 8% вообще не выходят из своих квартир; 5% не встают с постели

 

Внешние проблемы условно можно разделить на следующие: «необходимости повышения пенсии», «необходимости воспитания у молодёжи почтения к пожилым людям», «контроля за качеством и ценами на лекарственные препараты и обеспечения лекарствами через сеть аптек», «более внимательного отношения к пожилым больным со стороны лечебных учреждений», «большего внимания со стороны предприятий, где раньше трудились пожилые».

Вышеперечисленные социальные проблемы пожилого возраста в той или иной мере связаны между собой, образуя непрерывную цепочку потребностей человека в пожилом возрасте. Медицинские проблемы являются главенствующими, далее стоят жилищные проблемы, за жилищными – бытовые. Все эти проблемы упираются в экономические, а кульминацией является осознание одиночества.

Почти каждый пожилой человек, проживший страшный ХХ век, страдает рядом соматических заболеваний, а также заболеваний нервной системы. От 4 до 5 заболеваний приходится на каждого пожилого; в дальнейшем на каждые 10 лет добавляются по 1 - 2 заболеваниям; 74 % постоянно принимают лекарства; 58 % оценивают свое здоровье как "плохое" и 10 % - как "очень плохое"; 33 % лиц старше 60 лет падают, по крайней мере, 1 раз в году, причем половина падений приводит к повреждениям, 25 % больных с переломами бедренной кости умирают в течение первых 6 месяцев, только 25 % возвращаются к прежней подвижности; 30 % страдают нарушениями слуха; 26 % - нарушением зрения; 10-15 % 60-летних и 31-40 % 80-летних людей поражены деменцией (слабоумием); 15 % страдают недержанием мочи; 11 % вызывают "Скорую помощь" чаще 2-3 раз в месяц; более 20 % пожилых людей проживают одиноко; 25 % пожилых людей периодически не хотят жить или решают покончить жизнь самоубийством

Жилищные проблемы у пожилых людей зачастую возникают в связи с тем, что молодое поколение не желает проживать со старшим поколением, оно становится обузой, доставляющей «сплошные проблемы». И действительно, разница в мироощущении у молодого и старого поколений очень велика, и часто пожилые отличаются изрядной ворчливостью, предвзятым отношением к молодежи и могут доставлять детям и внукам ряд проблем особенностями своего характера, который с возрастом, подчас, лучше не становится. Помимо этого, пожилые часто не могут полноценно за собой ухаживать. Когда межпоколенческие отношения накаляются, терпение исчерпывается, или у молодого поколения не получается оказывать необходимый уход, в связи с занятостью и сложным финансовым положением или же с нежеланием, пожилое поколение сталкивается с жилищными проблемами.

Но далеко не всегда бытовые проблемы приводят к жилищным. Часто пожилые люди остаются одни, без родных и близких, которые могли бы как-то ухаживать за ними.

Первой насущной проблемой является перемещение пожилых людей, которым здоровье не позволяет преодолеть нужное расстояние. Нередко им приходится использовать и общественный транспорт с плотным пассажиропотоком, что значительно усложняет передвижение. Ещё одной проблемой являются поломки разных бытовых приборов, необходимых для нормальной жизнедеятельности пожилых, которые практически невозможно починить самостоятельно. Требуется мастер, а для его поиска также нужен помощник, хорошо, если рядом есть кто-то из родных, близких, друзей, но так бывает далеко не всегда. Далее встаёт вопрос оплаты труда этого мастера - это уже экономическая сторона вопроса.

В основе же большинства социальных трудностей, с которыми сталкиваются пожилые люди, лежат экономические проблемы. Современные пенсионеры имеют скромную пенсию, которой зачастую хватает разве только на то, чтобы заплатить коммунальные услуги и не умереть с голоду. Некоторые приходиться помогать своим безработным чадам.  Встречаются случаи, когда дети отбирают пенсию у пожилых родителей под психологическим или иным натиском.

Многие из пожилых людей не могут купить себе новую одежду, обувь, вынуждены донашивать старые вещи, вызывая в лучшем случае насмешку и сочувственные взгляды прохожих и продавцов в магазинах, а в худшем – откровенное пренебрежение и презрительные высказывания, а нередко оскорбления и обвинения в скупости. Всё это способствует затворничеству старых людей, заставляет их ограничивать свои контакты с внешним миром. Пожилые люди часто думают, что они изолированы от общества. Существуют следующие предпосылки такого рассуждения: труд пенсионеров не востребован, не от кого ждать помощи,  физические возможности, по сравнению с молодым поколением, ограничены.

В сфере отношений между поколениями, в том числе в собственной семье, пожилыми людьми особенно болезненно переживается невостребованность имеющегося у них нравственного, духовного, культурного потенциала. Семья играет исключительно важную роль на завершающих этапах жизненного цикла человека, образуя ближайшую среду, которая может предоставить пожилым людям материальную помощь и поддержку, обеспечить безопасность и уход, дополнить социальные контакты, сделать более активным образ жизни.

В то же время, особенно в расширенных семьях, часто возникают проблемные ситуации, наблюдаются факты физического или психологического, прямого или косвенного насилия над пожилыми, «эйджизм»25 и отсутствие реальных возможностей для реализации права на справедливое обращение. В настоящее время традиционная установка на попечение о пожилых родственниках в семье меняется вследствие разных причин, из которых чаще всего встречаются возрастание издержек семьи, расширение урбанизации, увеличение миграции трудоспособного населения. Степень ответственности семьи за предоставление традиционного ухода и удовлетворение потребностей стареющих людей уменьшается параллельно с увеличением нагрузки на традиционных опекунов (как правило, женщин).

Помимо социальных проблем у пожилых людей есть и ряд духовных, связанных с обеспечением, восстановлением и развитием индивидуальных творческих способностей с учетом возможностей организма, а также созданием оптимальных условий для самореализации, самовыражения через «занятость» в различных сферах жизни, улучшением качества жизни. Эти задачи довольно нелегко реализовать, но их необходимо осмыслить и решить. Возможности поколения пожилого возраста - их мудрость и опыт -  должны быть направлены на решение духовных и экономических проблем страны. К сожалению, сейчас и в нашей стране при дефиците рабочей силы идут процессы отчуждения от активной жизни пожилых людей. Это приводит к нравственному разложению общества.

Западные ученые выдвинули теорию активности, которая основывалась на проведенных в Голландии, Италии, Германии и США исследованиях. В соответствии с этой теорией, пожилые люди должны как можно дольше сохранять свою активность, дополняя свою традиционную деятельность новыми  видами и формами. Любой пожилой человек в обществе способен найти место, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам, способностям. Данная теория - самая популярная во многих западных странах. Концепция продуктивного старения предполагает, что любая работа, выполняемая пожилыми людьми (оплачиваемая и неоплачиваемая), связанная или не связанная с производством товаров и услуг, считается продуктивной. Подготовка и обучение пожилых людей, направленные на приобретение и овладение специальностью для занятия такого рода, также считаются продуктивными. Волонтерская, добровольческая педагогическая, просветительская забота о других членах семьи, знакомых, помощь молодым, занятие любимым делом, хобби и иная деятельность как дома, так и вне его - тоже продуктивная деятельность.

Формирование активной жизненной позиции дает возможность пожилым людям самостоятельно решать возникающие духовные проблемы, развивать благосостояние страны

Анализируя клиентов государственных учреждений социального обслуживания, можно выявить снижение оптимистических положительных показателей и появление духовных проблем именно у граждан старше 65 лет. У них более ярко выражены замкнутость на личных болезненно-возрастных проблемах, снижение активности и общительности, повышенные пассивность, пессимизм и недовольство. Для предотвращения этих тенденций необходимо проводить  реабилитационную работу с людьми именно предпенсионного и раннего пенсионного возраста. К сожалению, для работы с данной категорией лиц нет достаточного количества литературы, касающейся практических геронтологических вопросов. Пожилым людям старших возрастов следует обеспечить достойный и качественный уход в период дожития и ухода, а с пенсионерами более ранних возрастов и, в особенности, с лицами предпенсионного возраста следует проводить работу, направленную на активизацию жизненной позиции и удлинение периода трудоспособности и самообслуживания.

В современный период в связи с тем, что пожилые воспринимают снижение собственного качества жизни как естественный процесс, ускорение научно-технического прогресса вызывает у них сложности с освоением знаний и навыков, усвоением стереотипов поведения, ценностей для участия в различных формах социального взаимодействия. Для преодоления этой проблемы необходимо получение образования.

В настоящее время в развитых странах социализация граждан пожилого возраста признается важным средством повышения качества их жизни и нейтрализации духовных проблем. Изменение мировоззрения и социального окружения вызывает у пожилых людей ухудшение психического состояния, снижение уровня адаптации к различным трудностям. Лица старшего возраста вынуждены одновременно приспосабливаться к возрастным изменениям и к потере статуса, социальных ролей. Прекращение работы сопровождается у многих из них коренными переменами в образе жизни, разрывом привычных социальных связей в сочетании с равнодушным отношением со стороны окружающих и сужением возможностей общения, культурной реализации, что нередко сопровождается устойчивым стрессовым состоянием.

В старости сужается круг общения, невосполнимой становится утрата друзей и знакомых – всё это накапливает определённый пласт духовных проблем. К сожалению, группы по интересам, самопомощи и взаимопомощи, общественные объединения, различные сообщества, включая религиозные организации, недостаточно развиты

   Дома культуры, библиотеки, театры, музеи, концертные залы, кинотеатры являются для пожилого населения важнейшими источниками поддержания контактов с культурными ценностями. Но выход на пенсию ограничивает возможности пожилых людей нашей страны в пользовании услугами этих учреждений: во-первых, из-за ослабления стимулов для поддержания определенного культурного уровня, во-вторых, из-за финансовых затруднений, и, в-третьих, из-за боязни всего нового.

Основным источником культурной информации для пожилых людей, который обеспечивает их сведениями о текущих социально значимых событиях, классических и новых культурных ценностях, становятся СМИ, и люди старших возрастов традиционно пользуются этими общедоступными средствами массовой информации. Хотя на  уровне государственных СМИ создаются рубрики информирующего, консультативного, развлекательного характера,  они мало ориентированы на удовлетворение интересов и запросов пожилых людей. Государству необходимо задействовать средства массовой информации для обеспечения просветительских, информационных, консультативных, развлекательных программ для пожилых людей с учетом их интересов.

  Таким образом, пожилым людям для нормальной жизнедеятельности и полноценного пребывания в обществе необходимо немало усилий социальных учреждений и государственного аппарата в целом. Рыночные отношения в обществе дают возможность решения большинства проблем с помощью финансовых средств. Но этим ресурсом обладает весьма небольшой процент пожилых людей. Поэтому так сильна ответственность социальных органов помощи пожилым людям. Помимо проблем, которые лежат на плечах государственных органов, очень важно обществу внутри себя качественно изменить отношение к своим самым старшим согражданам. Эта мера значительно уменьшит существующие проблемы пожилых людей и позволит обществу измениться в лучшую сторону.

  Государственная социальная политика в отношении пожилых людей 

  По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др. В соответствии со ст. 41 Конституции, пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме этого, в Конституции РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан.

 Особое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г. за №340-1, Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г. за №113 (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002.), а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ29.

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры получают пенсии в полном размере. Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, нельзя не сказать, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, значительно отстают от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.

В перечне социального законодательства, играющего немаловажную роль в жизни пожилых людей, есть Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. (в ред. Федеральных законов от 2 января и 4 мая 2000 г.). Это один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии досуга ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным законом, досуг ветеранов, большинство из которых - пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права и льготы.

Социальный аспект содержат основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г. Статья 26 «Основ» прямо закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы досуга населения, кроме того, право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. М., 2002).

Особое место в комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых граждан, занял Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2000 г. Так как значительная часть пожилых людей относится к категории малоимущих людей, именно они являются получателями государственной социальной помощи на основании данного закона.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются также Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г. Названные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт, досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.

Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.

Ситуацию с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот.

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

 

 читать дальше >>>>>>>>>>>

Просмотров: 1620 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"