Многие люди, имеющие диагноз «умственная отсталость» часто
попадают в так называемые «обособленные условия существования», т.е.
психоневрологические интернаты.
Важной составляющей в помощи к адаптации в
психоневрологических диспансерах является организация физического воспитания.
Ведь систематические занятия физкультурой с олигофренами, не только расширяют
их функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность
опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма, но и благоприятно воздействуют на психику, мобилизуют волю,
возвращают чувство социальной защищенности и полезности.
С 15 января по 1 июня 2013 года на базе двух
психоневрологических интернатов Ростовской области, Горненском и Шахтинском, мы
проводили исследование, целью которого было изучение процесса организации
физического воспитания олигофренов. В качестве объекта исследования был взят
процесс физического воспитания у лиц с легкой степенью олигофрении –
дебильность. После медицинского осмотра в исследовании приняло участие из 2х
интернатов 15 юношей и 15 девушек, возраст которых был от 18 до 20 лет.
Перед началом исследования были проведены контрольные тесты
на состояние физической подготовленности, в результате чего у испытуемой группы
юношей Горненского интерната по сравнению с аналогичной группой Шахтинского
интерната уровень физической подготовки был выше на 25%. У исследуемых групп
девушек уровень физической подготовки в Шахтинском интернате оказался выше на
22%.
В конце исследования было проведено повторное тестирование с
целью выявления сдвигов в физической подготовленности исследуемых. По
результатам тестирования были получены следующие показатели: физические
качества, связанные с подвижностью нервных процессов (координация, сила,
быстрота), у юношей Горненского интерната отстают в развитии по сравнению с
нормой прямо пропорционально возрасту. Все физические качества, не тесно
связанные с подвижностью нервных процессов (гибкость, выносливость),
приближаются к норме. Навыки, связанные с точностью, быстротой, равновесием,
силой, формируются медленнее, чем в норме, и, сформировавшись, не всегда
прочны.
У юношей Шахтинского интерната общей физическое состояние
улучшилось, но по отдельным навыкам (точность, быстрота, равновесие, сила)
остались без изменения.
В женских группах двух интернатов по завершении исследования
был виден очевидный прирост в физической подготовенности.
В физической адаптации олигофренов должны широко
использоваться все средства физического воспитания, поскольку они не только
корректируют функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем, но и улучшают
координацию и формирование навыка ориентации в пространстве.
В процессе физического воспитания в Горненском и Шахтинском
психоневрологических интернатах были использованы различные физические
упражнения различной направленности и дозировки. В отличие от Шахтинского, в
Горненском интернате использовались музыкальное и речевое сопровождение
занятий, различные звуковые сигналы для выполнения тех или иных упражнений, это
упражнения лечебной физической культуры
с речевым сопровождением инструктора, неоднократное повторение ранее
изученных упражнений в процессе всего физического воспитания. Поэтому
результаты физической подготовленности испытуемых Горненского интерната
оказались выше, улучшилась мелкая моторика, более выражены стали
координационные способности, адаптация к окружающей среде была значительно
увеличена. В целом же, общее состояние
физической подготовленности и умственного развития обследуемых значительно
улучшилось, у некоторых даже приблизилось к норме.
Результатом данного процесса физического воспитания можно
считать неоднократные победы футбольной команды Горненского интерната в
различных соревнованиях, начиная от областных и заканчивая международными
стартами, успешное участие в Специальной олимпиаде команды девушек по легкой
атлетике, а также участие в различных соревнованиях для людей с ограниченными
возможностями и занимаемые ими призовые места. Адаптация к окружающей среде
происходит более безболезненно, и индивиды с отклонениями не чувствуют себя в
повседневной жизни изгоями. О.А. Беликова http://nsportal.ru/belikova-olga-aleksandrovna
|