Все что мы знаем, знали и когда либо будем знать дает нам
наше восприятие. От лат. рerceptio – перцепция или восприятие, которое за счет
осмысления поступающей к нам сенсорной информации формирует субъективную картину мира.
Почему субъективную? Потому что при восприятии, присутствуют
следующие факторы. Это:
- Опыт — человек усваивает ту информацию, о которой уже так
или иначе, хотя бы частично знает из прошлого опыта. - Установка восприятия — человек ожидает увидеть то, что
должно быть увидено исходя по прошлому, уже имеющемуся опыту.
- Потребности и мотивация — человек видит то, в чём
нуждается или что считает важным.
- Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в
позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.
Существует три механизма избирательности восприятия:
- Принцип резонанса — отвечающее потребностям и ценностям
личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее.
- Принцип защиты — противоречащее ожиданиям человека
воспринимается хуже.
- Принцип настороженности — пугающее, вызывающее опасение
замечается быстрее прочего.
Также лучше воспринимается то, что чем-то выделяется в общей
массе себе подобных. Лучше воспринимается то, что движется, чем то, что
статично.
Большую роль в создаваемой картине мира играет Я-концепция —
восприятие мира группируется вокруг восприятия себя самого, т.е. так или иначе
имеет отношение к самому воспринимающему человеку.
Результатом процесса восприятия становится построенный
образ. Полученные образы складываются в определенные ситуации, которые человек
оценивает, после чего принимает решение о своём поведении.
Социальному восприятию, которое имеет место при
межличностном и групповом общении, присущи некоторые особенные проявления
неточности восприятия, именуемые эффектами или ошибками восприятия, иначе
фокусы нашего мозга:
Галоэффект (эффект ореола) — общее благоприятное или
неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные, но
додумываемые черты характера, свойства личности, особенности.
Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект
знакомства) — первая полученная информация кажется важнее последующей. На этом
эффекте базируется любовь с первого взгляда – достаточно произвести первое
сильное хорошее впечатление, как мы можем стать слепы к последующим ошибкам,
недостаткам привлекшего внимание человека.
Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении
хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей
информации, полученной о нём ранее. Т.е. эта информация "перечеркивает” всю
предыдущую.
Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями,
принимается за личностную особенность. Например, актерам приписывают качества,
присущие личностям, в которых они воплощаются на экране, сцене в силу своей
профессии.
Эффект присутствия — чем больше человек профессионал в
какой-то области, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в
одиночестве.
Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие
приписываемых ранее, но несуществующих достоинств.
Эффект снисходительности — например, руководитель
преувеличивает позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные.
Эффект гипервзыскательности — например, учитель
преувеличивает негативные черты неуспевающих учеников и недооценивает
позитивные.
Эффект физиогномической редукции — вывод о каких-то чертах
характера делается на основе черт внешности. Всем известны анекдоты про
блондинок, как пример.
Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку
приписывается больше положительных черт.
Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции,
поведения, отношения, мы провоцируем его на них, и в итоге с большой
вероятностью их получим.
Внутригрупповой фаворитизм — "свои” кажутся лучше, чем
"чужие”.
Презумпция взаимности — человек считает, что "другой”
относится к нему так, как он сам относится к "другому”.
Феномен предположения о сходстве — человек считает, что
"свои” относятся к остальным людям так же, как он сам.
Эффект проекции — человек исходит из того, что другие
обладают такими же качествами, чертами характера, особенностями, как он сам.
Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося
— информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется,
забывается как не стоящая внимания.
Для объяснения себе чьего-то поведения люди часто прибегают
к атрибуции. Чем больше дефицит достоверной информации о партнере по общению,
тем чаще имеет место этот феномен.
Каузальная атрибуция это интерпретация поведения партнера по
общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях,
причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.
Хотя на самом деле все может быть совсем не так. Как говорится, каждый судит по
себе, и по своему опыту и ценностям.
Результаты приписывания могут стать материалом для
формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум
различным следствиям.
К упрощению познания другого человека (людей).
К формированию предубеждений по отношению к представителям
различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и
т. д.)
Существует три типа атрибуции:
- личностная атрибуция (причина того или иного поведения
приписывается человеку, совершающему действие – причина в самом человеке);
- объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на
который направлен поступок – причина в ком-то или чем-то);
- обстоятельственная атрибуция (причина приписывается
обстоятельствам – причина в обстоятельствах).
В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще
использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель - личностную.
Резюмируя: как вся эта информация может помочь стать
счастливее, лучше понимать других, строить более гармоничные отношения?
Напрашиваются два вывода исходя из вышеизложенного:
- Не делать поспешных выводов, посмотреть на ситуацию с
разных сторон, собирать информацию об интересующих вас объектах из различных
источников. Поменьше доверять чьему-то мнению и побольше своему. Но принять к
сведению все точки зрения!
- Учитывать, что люди, с которыми мы общаемся, также склонны
к этим эффектам восприятия или фокусам мозга. Поэтому нельзя ожидать от них
всегда полную беспристрастность, объективность, точность восприятия и
логичность суждений.
http://psycabi.net/
|