Четверг, 02.05.2024, 11:46
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2016 » Июнь » 27 » Спорт и социальная адаптация инвалидов
17:10
Спорт и социальная адаптация инвалидов

 Инвалидов сегодня следует рассматривать как особую социально-демографическую группу. Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни или иных причин ограничения возможностей человека, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой - вызывают у этого контингента комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, а подчас и антисоциальными установками.

  Человек, оказавшийся в состоянии инвалидности, не может изменить мир, но он должен научиться не просто приспосабливаться к существующим условиям, а научиться жить полнокровной жизнью, активно участвовать во всех сферах жизни социума. Вследствие этого концепция качества жизни является актуальной для изучения состояния инвалидности как метод мониторинга эффективности мероприятий по социальной реабилитации инвалидов.

  Потребность в таком подходе обусловлена важностью учета конкретных моментов из широкого спектра ограничения возможностей. Недаром эксперты характеризуют категорию качества жизни двумя сторонами - объективной и субъективной, раскрывая субъективную сторону как индивидуальность потребностей и интересов людей, которые могут оценить степень удовлетворения этих своих потребностей и интересов только сами.

 

  По мнению экспертов, «качество жизни» -чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики и охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество. Следует заметить, что качество жизни едва ли в принципе поддается точному количественному измерению в силу самого характера измеряемого: качество никогда не может быть полностью сведено к количественному эквиваленту, т.е. не может быть точно измерено. Поэтому эксперты, вынужденные искать для реально происходящих в мировой экономике глубоких институциональных изменений подходящий измеритель, усматривают таковой в индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП).

  Так, в научной литературе прямо констатируется, что указанный индекс является од-i ним из интегральных индикаторов качества! жизни. При этом ИРЧП рассчитывают как среднюю арифметическую трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах США, по паритету покупательной способности). Как видим, здоровье населения, отражаемое в показателе «ожидаемая продолжительность жизни», входит в число основных показателей качества жизни.

  Еще в 1954 г. группой экспертов ООН в подготовленном ими «Докладе по вопросу о международном определении и измерении жизненного уровня» был сформулирован вывод: сопоставимое для разных стран измерение такой сложнейшей, охватывающей материальные и нематериальные аспекты существования категории, как «уровень жизни», представляет крайне трудную и практически даже невыполнимую задачу. А в 1966 г. после опубликования сотрудниками Научно-исследовательского института социального развития при ООН доклада «Индекс уровня жизни», в котором однозначно констатировалась эта же ситуация, специалисты ООН официально отказались от разработки единого интегрального показателя. В этой связи не вызывает удивления, что в конце XX в. был официально введен новый показатель состояния социально-экономической системы - качество жизни, который представляет экспертную оценку того, насколько страна встроена в координаты информационного общества и глобальной экономики. Этот показатель рассчитывается на уровне ООН, ежегодно публикующей соответствующие рейтинги 174 стран мира.

  Образной и потому точной характеристикой блока социальных измерителей «качества жизни» является понятие «комфортабельная жизнь», поскольку комфорт - это не только вещи, окружающие человека, которые он может купить за деньги, но прежде всего социальная безопасность, благожелательность взаимоотношений с ближайшим окружением и социумом в целом, материальная обеспеченность в соответствии с возможностями социума. Именно возможности социума формируют представление о жизненных стандартах и тем самым уровень притязаний населения. Вследствие этого измерение качества жизни,человеческого развития по «комплексу позитивных, объективно-разумных потребностей и интересов людей» должно обязательно соотноситься с теми реальными социально-экономическими условиями, в которых производится подобное измерение. И это очень важно, поскольку комплекс позитивных, объективно-разумных потребностей и интересов людей во многом зависит от состояния конкретной экономики и ценностного сознания конкретного социума. Чем выше уровень потребностей и притязаний, тем сложнее процесс их удовлетворения и, следовательно, меньше субъективной удовлетворенности. Поэтому судить о качестве жизни по уровню удовлетворение потребностей, не принимая во внимание уровень развития самих потребностей, не совсем правомерно.

  Для решения проблемы обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями первостепенное внимание должно быть уделено такому показателю человеческого развития и качества жизни, как «уровень здоровья». Ведь все сферы интеллектуальной и духовной жизни (уровень образования, сферы семейной жизни - устойчивость семей и т.д.) пересекаются на фундаментальном показателе - здоровье людей, и весь комплекс разумных потребностей и интересов имеет смысл лишь в том случае, когда человек уверен, что здоровье позволит ему жить качественной жизнью. При этом качество жизни определяется не столько патологией и медицинскими аспектами проблемы, но прежде всего субъективным восприятием и самооценкой своего состояния, которые далеко не всегда одинаковы при объективно равнозначных отклонениях в состоянии здоровья. Как раз разница в самооценке и трактовке своего состояния у имеющих отклонения в состоянии здоровья легко определяется в сопоставлении их удовлетворенности качеством жизни. Вследствие этого социальный аспект реабилитационной работы средствами физической культуры и спорта объективно более важен, чем собственно медицинский.

 Между социальным положением и психологическими особенностями инвалидов существует тесная взаимосвязь: социальные проблемы неизбежно ведут к психологическому неблагополучию, но и психологические нарушения, в свою очередь, препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности и общем мировосприятии и тем самым усугубляют социальное положение инвалида: формируется «порочный круг» -социальный и психологический факторы усугубляют негативное влияние друг на друга. Так, самооценка состояния здоровья как интегральный показатель резко снижается по мере снижения позитивности отношений ближайшего окружения, а поскольку социально-психологическое состояние лиц с ограниченными возможностями (в том числе и удовлетворенность отношениями с ближайшим окружением - родственниками и соседями) в значительной степени сказывается на физическом, то необходимо предусматривать в реабилитационном процессе аспекты влияния социально-психологической составляющей.

 

 

Качество жизни - категория, включающая не только и не столько объективную оценку уровня жизни субъекта, но - и даже, прежде всего, - комплексную самооценку им основных моментов своей жизни. Причем таковая зависит во многом от того, насколько эффективно идет процесс социально-профессиональной реабилитации.

На таком фоне закономерно в большей степени предметом внимания и исследовательской деятельности становится институциональный подход, в рамках которого реализуется потенциал конкретных социальных институтов, касающийся не только морфофункциональных аспектов реабилитации, но и реабилитации социальной. Понятно, что в таких условиях на первый план выходит социальный институт спорта, способный и призванный обеспечивать как физическое благополучие человека, так и его социальное благополучие, поскольку в этом социальном институте человек по сути дела проходит школу жизни и именно в нем вырабатываются социально значимые психические качества и ценностные ориентации. Все большее внимание экспертов привлекает физкультурная деятельность лиц с ограниченными возможностями и адаптивный спорт, их реабилитационный потенциал.

Именно в спорте в широком смысле этого слова, включая физкультурную деятельность с соревновательным компонентом и без такового, в наибольшей степени реализуются права и возможности человека на здоровый, или, точнее, культурный, образ жизни. Совместная деятельность, которая является неотъемлемым компонентом спорта, особенно важна для лиц с ограниченными возможностями, социальное общение которых ограничено. Тем более практически ценны разработки современных исследователей, касающиеся этой стороны дела, поскольку именно учет социальных аспектов качества жизни лиц с ограниченными возможностями важен для организации профилактических мероприятий, разработки программ социальной поддержки и может выступать одним из средств оценки эффективности реабилитационного процесса.

Сегодня основной поток теоретических и практических разработок в основном направлен на создание и внедрение в практику собственно педагогических технологий, которые позволяют «приобщить» лиц с ограниченными возможностями к активным занятиям спортом. Не в последнюю очередь именно вследствие этого в сфере педагогики при понимании роли спорта в социальной реабилитации указанного контингента все еще отсутствуют фундаментальные разработки, касающиеся выявления потенциала спорта как социального института в ведении социальной работы с лицами с ограниченными возможностями и технологических предпосылок их реализации.

Эффективности использования потенциала физической культуры и спорта в социальной и физической реабилитации нашего контингента во многом препятствует незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности», даже несмотря на то, что физическая культура и спорт гораздо важнее для человека с ограниченными возможностями, чем для не имеющего таковых. Дело в том, что серьезный физический или ментальный недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений и ориентацию, что сопровождается психическим напряжением, которое затрудняет или даже исключает возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях развивается комплекс неполноценности, характеризующийся тревогой, потерей личного достоинства и уверенности в себе. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Привлечь лиц с ограниченными возможностями к занятиям физическими упражнениями и спортом - значит создать предпосылки восстановления утраченных контактов с окружающим миром. В такой ситуации на первый план выходит задача разработки и внедрения в практику педагогических технологий, позволяющих получить максимальный социально-педагогический и культурный эффект от этих занятий.

Развертывание физкультурно-реабилитационной работы среди лиц с ограниченными возможностями - трудная, но решаемая проблема. При этом основным достижением развитых стран следует считать создание равных условий для инвалидов в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом.

Основой реабилитационной работы средствами спорта является осознание того факта, что отношение к инвалиду во многом зависит от его отношения к самому себе: как он будет к себе относиться, так общество будет относиться к нему. А поскольку спорт оказывает на социальный статус и в глазах окружающих, и в их собственных глазах позитивное влияние, то спорт для инвалида является не просто увлечением, способом заполнения свободного времени, а одним из основополагающих аспектов в образовательном процессе, в процессе создания своего индивидуального образа. Неудивительно, что в таких условиях существенной отличительной чертой работы с лицами с ограниченными возможностями в арабских странах является привнесение в целевые установки физкультурно-спортивной деятельности «принципа красоты», создание предпосылок эстетического восприятия своей телесности и движений и тем самым обеспечение внимания к себе окружающих.

К первостепенным задачам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта относятся следующие: создание оптимальных условий для жизнедеятельности; восстановление утраченного контакта с окружающим миром; успешное лечение и последующая коррекция; психолого-пе-дагогическая реабилитация; социальнотрудовая адаптация и интеграция лиц с ограниченными функциональными возможностями. Поэтому качество жизни, являясь социальной составляющей здорового образа жизни, становится доминирующей темой в планировании и оценке эффективности всей системы реабилитационных мероприятий в отношении лиц с ограниченными возможностями.

Широкое развитие и популяризация физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями остро ставит проблему воздействия интенсивных физических нагрузок на организм лиц, чье состояние весьма далеко от так называемых стандартов здоровья, поскольку участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем.

Методически важно, что выработка, закрепление и развитие компенсаторных механизмов организма с ограничением/утратой части функциональных возможностей в адаптивном спорте оказываются задействованными для решения тренировочных и достижен-ческих задач.

Не менее важно в методологическом плане иметь в виду, что человеку с ограниченными возможностями трудно дается общение с окружающими. Ему трудно самому, без создания адекватных условий, реализовать свой потенциал в жизнедеятельности и контактах с ближайшим окружением, и вследствие этого у социума возникают трудности в обеспечении условий реабилитационного процесса. Можно провести аналогию социального положения лиц с ограниченными возможностями с социальным положением «трудного подростка». Такая аналогия, на наш взгляд, вполне закономерна и перспективна.

Закономерна, поскольку подобно тому, как «трудный подросток» становится «трудновоспитуемым» лишь при недостаточном внимании к уровню и особенностям его социализации, так и процесс социальной реабилитации должен учитывать особенности личности человека с ограниченными возможностями. Вследствие этого процесс социальной реадаптации должен заключаться прежде всего в обеспечении условий для более легкого вхождения таких лиц в контакт с ближайшим окружением.

Перспективна, поскольку в работе с трудными подростками накоплен положительный опыт опоры на потенциал физической культуры и спорта, который может быть использован и при работе с контингентом лиц с ограниченными возможностями. Ведь и в том, и в другом случае речь идет о создании предпосылок и обеспечении условий социальной реадаптации.

Достоинства физкультурно-спортивной деятельности в этом плане заключаются в том, что она сочетает в себе следующие моменты:

  • возможности передачи позитивного социального опыта и опыта социально-позитивного общения без видимого воспитательного воздействия педагога;
  • возможность приобщения к трудовой деятельности в игровой форме, поскольку участие в тренировочно-подготовительном процессе к собственно соревновательной деятельности носит по существу именно трудовой характер, вследствие чего физкультурно-спортивная деятельность содействует формированию способности к концентрации усилий и воспитанию воли;
  • игровая форма и соревновательный характер физкультурно-спортивной деятельности помогают решить и такую важную для ресоциализации субъекта проблему, как самоутверждение его как личности. Причем самоутверждение в позитивной в социальном плане форме, поскольку физкультурно-спортивная деятельность помогает преодолеть такой негативный фактор для процесса социальной реадаптации, как нахождение субъекта в относительной изоляции, в состоянии «отрешенности» при отношениях с ближайшим окружением.

Тем самым вовлеченность в сферу физической культуры и спорта помогает устранить характерные для лиц с ограниченными возможностями такие негативные черты и свойства характера, как деформированная система ценностей; конфликтность в отношении с окружающими; изоляция в пределах замкнутой группы; пониженное самоуважение, агрессивность и тревожность. Важным моментом в этом случае является тот факт, что физическое и психологическое благополучие во многом дело «рукотворное»: субъект может и должен быть активен в плане формирования адекватной для его потребностей и возможностей среды обитания, выступать как субъект самоорганизации своей жизнедеятельности. На этом пути важно задействовать не просто материальные ресурсы, но, прежде всего, социальные ресурсы государства и общества по формированию индивидуальной социальной самозащищенности.

При сопоставлении материалов конкретных социально-педагогических исследований, проведенных по достаточно близкому инструментарию и практически по единой программе в Ливии и Республике Беларусь, выявляются существенные различия в конкретных показателях качества жизни и отдельных моментах мотиваций и ценностных ориентаций нашего контингента, которые зависят от традиций, правовых моментов и социально-экономических условий конкретных стран. Вследствие этого при формировании целевых установок социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями и реализации таких установок в управленческих и социальнопедагогических решениях и их правовом обеспечении логично основываться на мониторинге запросов и потребностей лиц с ограниченными возможностями и динамики общественного мнения. Этот момент необходимо учитывать в процессе реабилитации, поскольку, в отличие от медицинского подхода, технологические достижения которого легко можно заимствовать и использовать в разных странах, проблемы социальной реабилитации должны решаться конкретно в каждой стране. Успех возможен лишь в том случае, если заимствованные педагогические технологии преломляются в собственных методических разработках специалистов по спортивной педагогике конкретной страны с учетом результатов проведенных в ней исследований.

 

 

Просмотров: 776 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"