О социальных технологиях, их важности и потенциальных возможностях в решении социальных проблем рассказала Директор консалтингового учреждения «Социальные технологии бизнеса» Галина Матюшенко.
- Чем занимается возглавляемая вами организация «Социальные технологии бизнеса»?
— Учреждение «Социальные технологии бизнеса» создано для помощи в развитии социальных предприятий и деловых инициатив, которые будут в конечном итоге влиять на жизнь социально уязвимых категорий граждан.
Надеюсь, что наши программы и инициативы будут полезны для наших предпринимателей. В Беларуси социальное предпринимательство тоже есть, хотя и не регламентируется законодательством.
Возглавляемая мной организация уже провела встречи с партнерскими организациями по вопросам выработки общего понимания критериев социального предпринимательства. Это необходимо для того, чтобы на практике применять понятные всем определения, т.е. говорить с партнерами на одном языке по теме социального предпринимательства. В настоящее время идет работа по созданию ресурсного центра «Кухня социального предпринимательства» для поддержки эффективной деятельности в вопросах создания и развития организации социального предприятия. Центр будет предоставлять информационно-методические, просветительские услуги как уже работающим социальным предпринимателям, так и тем, кто собирается заняться такого рода деятельностью.
Мы уже начали разработку образовательной программы (одноименного названия с центром) и планируем приступить к ее реализации в 2016 году. В планах есть много идей и задумок: создание информационной базы данных социальных предприятий, внедрение в Беларуси зарубежных практик по организации деятельности социальных предприятий и другие. Хочется также наладить связь между социальными предпринимателями и крупным бизнесом, который так или иначе через принципы корпоративной социальной ответственности удовлетворяет социальные потребности общества. Я считаю, важно привлечь внимание этих компаний к поддержке социальных предпринимателей, например таких, кто создает рабочие места для людей с ограниченными возможностями.
Другим направлением работы организации является создание молодежного социального предпринимательства, в том числе через участие в организации деятельности школьных бизнес-компаний. Эта деятельность носит социально-просветительскую функцию. Нам так же было бы интересно поработать в качестве шефов одного из действующих социальных предприятий, чтобы помочь ему в эффективной работе.
- Принято считать, что бизнес включает только экономические составляющие плюс удачу от продажи самой идеи (услуги или товара). Что представляют социальные технологии с точки зрения инструмента продвижения?
— Существенное и главное отличие социального предприятия от традиционного бизнеса состоит в том, что во главу угла социального предприятия ставится не коммерческая выгода, а решение той или иной социальной проблемы, через коммерческую деятельность. Наглядный пример: мастерская по изготовлению товарной продукции, где работу выполняют люди с ограниченными возможностями. Это социальное предприятие позволяет не только зарабатывать таким людям, но и социализироваться, осваивать определенные трудовые навыки, трудоустроиться на открытом рынке труда, конкурировать.
Говоря о социальных технологиях, я подразумеваю технологии, используемые в управленческом консалтинге. Хотя в широком понимании, этот термин используется в различных сферах деятельности, связанных с глобальным управлением в политике, экономике и культуре.
Если говорить о социальных технологиях в бизнесе – то здесь они используются для управления групповой коммуникацией, имеющей определенную цель, например, решение какой то бизнес-задачи. Для этого применяются технологии мозгового штурма, ролевые игры, рефлексивная игротехника.
В государственном управлении эти технологии могут применяться для разработки программ социально-экономического развития, мастер-планов развития отраслей экономики, разработки новых законопроектов. Применение социальных технологий на практике позволяет получить наиболее эффективные документы, принимать продуманные решения, поскольку в процесс коммуникации по этим вопросам включается большое число экспертов и представителей различных государственных институтов.
Как видите, социальные технологии могут применяться в различных направлениях деятельности, и в целом они представляют способы коммуникации, генерацию новых идей и создание новых знаний и практик. То есть, я рассматриваю такие технологии как инновационные способы в управлении и при решении различных задач, бизнес-стратегии, рассматривающие создание бизнеса, основанного на социальных инновациях. Мне кажется, что у людей сегодня есть понимание необходимости работать сообща в поиске решений имеющихся в обществе проблем, а также взаимодействовать с целью достижения устойчивого общества.
- Почему социальные технологии бизнеса нужно развивать в Беларуси. Как развитие социальных предприятий может в целом повлиять на экономику страны и на жизнь людей?
- Я бы не говорила о каком-то глобальном влиянии социального предпринимательства на экономику страны. Поддержка социального предпринимательства позволяет решать социальные проблемы в обществе. Кроме того, вовлечение населения в предпринимательскую деятельность приводит к созданию устойчивой социально-экономической среды. Группы людей, нуждающиеся в помощи, получают возможность социальной интеграции, трудовой занятости, повышения качества жизни. Я думаю, что это тот социальный эффект, в котором, прежде всего, должно быть заинтересовано государство. Вот потому необходимо развивать и поддерживать социальное предпринимательство, социальные технологии и инновации бизнеса, в том числе и в Беларуси.
- Есть ли у нас социальные предприятия, как они развиваются и какая, на ваш взгляд, им нужна помощь?
— В настоящее время, совместно с организациями-партнерами проводится опрос социальных предприятий. После получения результатов мы сможем предметно говорить о потребностях социальных предприятий. Совершенно определенно можно сказать, что многие из них сталкиваются с проблемами менеджмента, маркетинга и бизнес-планирования, а также в поиске заказов и сбыте продукции социального предприятия. Важным фактором (для нашего участия в развитии социального предприятия) является ценовая неконкурентоспособность предприятия, на котором работают люди с ограниченными возможностями. Таким предприятиям нужна помощь в развитии инфраструктуры сбыта произведенной продукции, позиционировании ее как продукции социального предприятия для стимулирования продаж на рынке.
Если говорить о помощи, то здесь серьезной поддержкой со стороны государство могло бы стать снижение ставок арендной платы, или освобождение от нее за используемые социальными предприятиями помещения, как это практикуется, например, в Эстонии.
М.Сивашева