В Беларуси из года в год растет число пациентов с
нарушениями речи, сообщила директор Республиканского научно-практического
центра оториноларингологии Людмила Макарина-Кибак 25 ноября на республиканской
научно-практической конференции "Современные подходы в оказании
специализированной медицинской помощи детям с речевыми психическими
нарушениями" в Минске.
По ее словам, среди наиболее распространенных нарушений -
заикание, алалия, дизартрия, задержка развития речи и другие. Среди пациентов
РНПЦ оториноларингологии в 80% случаев речевая патология осложнена другими
заболеваниями, в основном это эмоциональные расстройства, гиперкинетические
расстройства, расстройства аутического спектра и другие
эмоционально-поведенческие расстройства.
Макарина-Кибак связывает рост числа пациентов с нарушением
речи с увеличением внимания к этой проблеме в Беларуси как со стороны
родителей, так и специалистов, которые "начали понимать, что нарушения
речи в раннем возрасте, дошкольном и школьном, надо выявлять и в обязательном
порядке лечить". По ее словам, состояние подавляющего большинства детей с
расстройствами речи улучшается, если с ними проводится комплексная работа
врачей-психиатров, невропатологов, неврологов, логопедов и сурдопедагогов.
Раннее выявление нервно-психических нарушений, с которыми
связано расстройство речи, способствует улучшению коммуникативных и познавательных
способностей, школьных навыков, качества жизни, и в итоге позволяет
предупредить инвалидность у ребенка. В РНПЦ оториноларингологии для каждого
ребенка с нарушением речи разрабатывается индивидуальная программа
реабилитации. В числе применяемых методов лечения - комплексная фармакотерапия,
физиотерапия, акупунктура, иглоукалывание и рефлексотерапия, психотерапия,
логопедическая и психологическая коррекция.
В перспективе на базе РНПЦ оториноларингологии планируется
проведение научно-практических разработок по исследованию речи. Это позволит в
дальнейшем провести в Беларуси скрининговые исследования в области расстройств
речи, обеспечить комплексное изучение проблем пациентов с нарушениями речевого
развития. Новые медицинские и педагогические технологии планируется разработать
и внедрить применительно к различным группам детей. Анастасия Янушевская
|