Четверг, 02.05.2024, 04:43
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2016 » Февраль » 16 » ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ, НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИЮ
17:04
ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ДОМАХ-ИНТЕРНАТАХ, НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИЮ

 

  С целью выяснения взглядов на вопросы образования и получения профессии было проведено анкетирование 80 человек в возрасте от 18 до 50 лет, проживающих в четырех психоневрологических домах-интернатах Беларуси. Возраст 62,5% опрошенных составляет от 26 до 40 лет. Практически поровну оказалось мужчин и женщин. У большинства анкетируемых имеются интеллектуальные нарушения различной степени тяжести (97%).

  Анкета состояла из 36 вопросов. На 34 вопроса кроме готовых ответов предполагался собственный вариант ответа, а два вопроса предполагали свободный ответ. Надо отметить, что половина опрошенных использовала возможность «своего варианта ответа». Приведем примеры ответов только на некоторые вопросы анкеты.

 

    

 

 На вопрос «Для чего ты хочешь учиться?» примерно поровну распределился выбор между ответами «чтобы быть самостоятельным» (25%), «чтобы жить самостоятельно (не в интернате)» (21,2%), «чтобы чему-ни- будь научиться» (17,5%), но большинство выбрали ответ «чтобы пойти работать» (31,2%), 13,7% опрошенных ответили «чтобы зарабатывать деньги» и 7,5% ответили «не знаю».

 Один человек выбрал собственный вариант ответа: «Сама боюсь». На вопрос «Чему ты хочешь научиться?» большинство (42,5%) выбрали ответ «научиться какой-нибудь профессии». Следующим по количеству ответов был вариант «научиться читать и писать» (27,5%). Практически поровну распределился выбор между следующими вариантами ответов: «научиться правильно себя вести в различных ситуациях» (20%), «научиться понимать других людей» (21,2%). Поровну (13,7%) распределились ответы между вариантами «научиться считать и решать задачи» и «научиться ухаживать за собой». Ответ «не знаю» выбрали 5% опрошенных, 2,5% написали свой вариант: «Все умею», «Боюсь». На вопрос «Что ты умеешь делать?» большинство ответили «делать уборку комнаты» (70%), затем ответы распределись следующим образом: мыть посуду 65%, стирать белье 62,5%, гладить белье 33,7%, готовить еду 15%. Ответ «не знаю» не выбрал никто. Также было много своих вариантов ответов: «класть кирпич», «штукатурить», «сажать цветы», «пропалывать», «обрезать деревья». На вопрос анкеты «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» поровну выпал выбор на ответы «смотреть телевизор» (48,7%) и «общаться с друзьями» (48,7%). Самое большое количество выборов пришлось на ответ «гулять на улице» (70%). Никто из проживающих в интернатах не выбрал ответы «ничего не делать» и «не знаю». Два человека записали «вышивать» и «работать».

 Большинство опрошенных (83,7%) на вопрос «Смог бы ты работать самостоятельно?» ответили «да», ответ «нет» выбрали только 6,2% и 10% ответили «не знаю». На вопрос «С какой целью ты хочешь жить самостоятельно?» практически поровну распределились ответы между «чтобы иметь свою семью» (33,7%), «чтобы работать и получать зарплату» (41,2%). В анкете 16,2% выбрали ответ «чтобы жить не в интернате», 7,5% ответили «не знаю», один из опрошенных написал «хочу жить только в интернате». Мы обратили внимание на то, что женщины, в основном, хотят жить самостоятельно, «чтобы иметь свою семью», а мужчины - «чтобы работать и получать зарплату»

 Последующие два вопроса «Какие профессии ты знаешь?» и «Кем бы ты хотел работать?» предполагали свободный ответ. В большинстве случаев анкетируемые смогли сами записать ответы, сделав ошибки в названии не- которых профессий. Ответы показали, что люди с инвалидностью знают, в основном, те профессии, с которыми они встречаются в доме-интернате.

 Большинство опрошенных называли (писали) медицинские профессии: врач, медсестра, санитарка. Были даже такие ответы, как хирург и стоматолог. Далее в анкетах встречаются следующие профессии: столяр, плотник, строитель, повар, электрик, дворник, бухгалтер, водитель, тракторист, парикмахер, библиотекарь, грузчик, почтальон. Профессии «учитель» и «воспитатель» были названы только дважды, «психолог» встречается в трех анкетах и 5% опрошенных записали профессию «инструктор», предполагая инструктора по труду. Нужно отметить, что сначала само слово «профессия» у большинства вызвало вопрос «А что это?».

 Когда была оказана помощь в виде примеров, то проживающие справлялись лучше, однако у некоторых из них вопрос все-таки вызывал затруднения и они не смогли дать свой ответ. На второй свободный вопрос «Кем бы ты хотел работать?» многие за- писали или назвали адекватные своим возможностям профессии, либо места занятости. Половина отвечающих указывала именно вид деятельности, а не название профессии, например: работать в саду, на поле работать, навоз выгружать, семена собирать, працаваць у калгасе, сушить травы, сажать овощи, в прачке, работать на кухне, помогать в столовой, мыть по- суду, огурцы солить и класть в банку, капусту квасить, хочу шить, разные работы могу выполнять. В качестве ответов остальных опрошенных были указаны названия профессий. Люди, проживающие в интернатах, хотели бы работать дворником, строителем, садоводом, огородником, санитаркой, скотником, посудомойкой, грузчиком, дояркой, штукатуром, подсобным рабочим, уборщицей, цветоводом.

  Четыре ответа отличались от большинства: один ответ был «никем», один - «не хочу работать», один - «не смогу работать» и еще один - «без разницы»  

 

Выводы:

1. Основная группа опрошенных находится в возрасте от 26 до 40 лет, что является самым трудоспособным возрастом.

2. Однозначное большинство опрошенных хотели бы учиться, несмотря на то, что многие из них где-то учились раньше, и основную цель своего обучения видят, во-первых, в том, чтобы получить профессию и пойти работать; во-вторых, взрослые люди с инвалидностью хотят быть более самостоятельными; в-третьих, они мечтают жить самостоятельно (не в интернате).

3. В силу различных жизненных обстоятельств не все участники анкетирования смогли получить обязательное в нашей стране базовое образование и приобрести элементарные учебные навыки: читать, писать, считать, ориентироваться в окружающем мире, понимать временные и пространственные изменения.

4. Небольшое количество опрошенных (10%) закончили не только вспомогательную школу, но и про- фессиональнотехническое училище и получили такие профессии, как штукатур-маляр, обувщик, овощевод, цветовод, швея и др.

5. Большинство анкетируемых выбирали виды деятельности и профессии адекватные своим возможностям, которыми бы они хотели заниматься. В основном, это те виды деятельности, с которыми они знакомы на личном опыте.

6. Половине опрошенных нравится жить в интернате, но практически все из них хотели бы жить самостоятельно, чтобы иметь свою семью, работать и получать зарплату.

 

  Татьяна ЛИСОВСКАЯ,

ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования, кандидат педагогических наук, доцент.  

 


По материалам  брошюры  ОО «БелАПДИиМИ»   «Обычные люди»

 

ГДЕ РАБОТАЮТ ЛЮДИ С СИНДРОМОМ ДАУНА?

 

Просмотров: 1680 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"