Суббота, 04.05.2024, 07:20
Приветствую Вас Прохожий | RSS
Меню сайта
Наш АНОНС !
Организатор
Концерт 2010
Узнай подробности!
Гимн SENI CUP
Позови друзей!
| More
Облако тегов
Послать в соцсеть
Главная » 2016 » Июль » 15 » Мистическая медицина- Пограничное расстройство личности, часть 2
14:18
Мистическая медицина- Пограничное расстройство личности, часть 2

Психиатрия говорит нам, что "пограничное расстройство" (код F60.3 по МКБ-10), как и многие прочие диагнозы, действительно существует, и описывает его признаки, но ничего не говорит почему и отчего. Психиатрия — раздел современной медицины, которая занимается постановкой диагнозов и попытками вылечить или облегчить жизнь больных. Причины возникновения пограничного расстройства не входят в сферу интересов психиатрии, для психиатра пограничное расстройство как структура личности — данность, просто диагноз, как для ортопеда — ноги разной длины или ампутированная конечность. Даже хирурга не интересует как именно пациент не уберёг конечность и довёл дело до ампутации, его дело хорошо отрезать, ушить и избежать побочек.  Поэтому в моём посте для описания и объяснения причин возникновения пограничного расстройства мне приходится обращаться к более зыбким психологическим теориям личности. Вернее, даже не психологическим, хотя психологи их проходят в ВУЗах и вовсю используют, а к мистическим, потому что сама личность со всякой своей свободой воли — сплошная мистика, пощупать её или рассмотреть на ЭКГ или МРТ никому пока не удавалось, и других теорий личности кроме мистических — нет и не будет. Хорошие психиатры, конечно, используют те или иные теории личности в своей работе, но при этом они вынужденно ступают на зыбкую почву психологии (читай, мистики). Потому что без неё никуда, никаких научных способов узнать это нет, а нормальному человеку хочется, да и просто нужно знать как можно больше о том с чем он сталкивается.

Психология или психиатрия

 

 

Симптомы и синдромы

Итак, в случае "пограничного расстройство личности" у личности нет центра, фундамента, и, как следствие, нет основывающейся на этом центре постоянной структуры, отражающей мир его в целости, нет постоянной картины мира. Воспринимаемая реальность в одну целую и непротиворечивую картинку у человека с ПРЛ не складывается.
Можно отметить несколько симптомов, по которым можно судить о таких проблемах развития личности.

1. Проблемы с самоидентичностью, "образом себя", диссоциации.
2. Чёрно-белое, без полутонов, восприятие мира.
3. Следующее из предыдущего чередование "идеализации" и "обесценивания" других людей и жизненных явлений вообще.
4. Мнительность и склонность к суевериям
5. Нарушения мышления, сложности с восприятием контекста высказываний и событий
6. Импульсивность
7. Резкие перепады настроения
8. Сложности с планированием.

Далее я постараюсь раскрыть их.

vopros-symptomy

Образ себя

Если спросить обычного человека "Какой ты?", в благоприятных условиях человек ответит развёрнуто и взвешенно, с плюсами и минусами. Например "Я в общем то умный, но иногда допускаю глупые ошибки", или "Я мягкотелый, но если ситуация требует, могу собраться и настоять на своём". Если задать тот же вопрос "пограничнику" он ответит — "Я — нормальный. А что?". За словом "нормальный" прячется во первых, незнание себя, а во вторых желание быть "не хуже других", а за "а что?" — подозрительность и болезненное отношение к собственной личности. На самом деле, каждый пограничник в глубине души знает что с ним что-то не так, но гонит эту мысль от себя, а заодно и от других.

obraz-sebya2

Самоидентичность

Неспособность познать себя, знать "какой ты" следует из того, что ничего постоянного, что можно было бы познать, в себе нет. Ему не на что опереться в себе самом. Человек с пограничным расстройством личности по разному себя ведёт в похожих ситуация, в зависимости от каких-то второстепенных мелочей, а так же от того попало ли воздействие в защитную пластину или между ними. Также он по разному оценивает последствия своих прошлых поступков в зависимости от сиюминутного настроения. У более тонко чувствующих натур это превращается в постоянный маятник — "вот же я дура, что наделала то — да нет, нормально поступила, иначе нельзя было, это же мои принципы — да в жопу такие принципы если они приводят к такому — но если отвергнуть принципы, что останется?". У более простых это приводит к защитной тупости — "ая чё? я ничё…". Короче, что бы пограничники ни сделали, они с одной стороны всегда пожалеют об этом, а с другой — всегда найдёт себе оправдание, и, главное, всегда будут метаться между этими оценками, всю жизнь.

obraz-sebya3

Такие моменты колебаний или отрицания бывают у любого человека, попавшего в сложную ситуацию, в которой он раньше не бывал. Но любой жизненный опыт нормальной личности, имеющей фундамент, рано или поздно находит себе подходящее место и не только сам закрепляется на этом фундаменте, но и взаимодействует с другим жизненным опытом, образуя собственно личность. Нормальная личность рано или поздно вырабатывает взвешенную оценку, типа "да, можно было сделать и лучше, и в будущем я обязательно сделаю лучше" или "да, я поступил плохо, но на тот момент я не мог иначе", и в конечном счёте приводит к возможности адекватно отвечать на любые вызовы мира. Жизненный опыт "пограничника", за неимением фундамента, всегда остаётся во взвешенном состоянии. 

Мнительность

Нормальная взрослая личность доверяет прежде всего себе самому, своему личному жизненному опыту и своим собственным чувствам. Человек с пограничным расстройством личности, за неимением "себя", вынужден опираться на чужое мнение, формальные признаки и общепризнанные вещи. Нормальный человек может определить испорчена еда или нет по запаху или по вкусу, доверяя своим собственным чувствам. Человек с пограничным расстройством не доверяет себе и пытается ориентироваться на внешние признаки или внешний авторитет. Так, он может отказаться не только есть, но даже но даже попробовать магазинный продукт, просроченный на пару дней, потому что "на нём же написано, люди не зря писали", или отказаться есть суп, потому что тот стоит уже 3 дня, пусть и в холодильнике — "даже пробовать не буду, он просто не может быть съедобным". 

Так, "пограничника" можно заставить отказаться от еды сказав что она "приготовлена в неподходящую фазу луны, в которую все жидкости приобретают свойства ядов". Если пограничник раньше не задумывался о этих фазах, то ему получается вообще не на что опереться, у него нет вообще никакого собственного мнения, никакой защиты против этого утверждения. Если по какой-то причине он не может просто проигнорировать это высказывание, оно попадает ему в промежуток между пластинками панциря, и ему приходится принять его абсолютно некритично, на веру, как истину. В результате эта еда ему в горло не полезет. При этом на месте попадания этой идеи вырастет новая пластинка, с этого момента "пограничник" будет знать о подобных свойствах жидкостей, хотя это никак не будет связано с его остальным жизненным опытом. В той или иной степени мнительность свойственна всем людям, но здоровая личность может рассмотреть вопрос с разных сторон, например, обратившись к реальному прошлому опыту и настоящей логике ("за последний год каждый день готовили и ели, значит и на такие фазы попадали — и ничего"), а также к "градациям серого", типа "может он и стал от этого чуть-чуть вреднее, но ведь не таким же ядом чтобы его теперь не есть". Такие градации человеку с пограничным расстройством личности недоступны.

luna

Чёрно-белое восприятие мира

Такое восприятие — основа психики, доставшаяся нам в наследство от миллионов лет эволюции, начиная от простейших. Это элементарное деление всех встречающихся явлений на "опасно"-"полезно","приятно"-"неприятно","свой"-"чужой"  и т.д., которое так или иначе свойственно даже элементарным живым организмам. Такое восприятие свойственно и маленьким детям, опять же лет до 3-х. Мама для ребёнка либо самая лучшая на свете, либо, (редко, ситуативно, в плохих ситуациях) вообще никуда не годится и надо искать другую, еда либо вкусная, либо противная, жизнь в целом либо прекрасна, либо ужасна, и т.д. Это самые базовые элементы психики, и они есть всегда. Тот фундамент о котором я писал в первой части — это уже некоторая система из этих элементов. Причём эта функция, определение "свой"-"чужой" низкоуровневая, она должна работать очень быстро, и поэтому для принятия "решений" использует элементарные отдельные и очевидные признаки и идеи. 

byt

Быть или не быть

Так, для маленького ребёнка все люди кроме своих — чужие. Если приедет долгожданная бабушка, но которую ребёнок долго не видел, он первым делом спрячется. Если любимая мама даёт ему незнакомую еду, он может отказаться её есть потому что она непривычно выглядит. Он воспринимает всё "как есть", без контекста, и в дело вступает именно эта элементарная база. Более сложная мысль, логическое сопоставление "Мы все ждали эту бабушку, значит она хорошая, своя", "Эту еду даёт любимая мама, значит она вкусна и безопасна" ещё недоступна совсем маленькому ребёнку. И его воспитывают, выстраивают его психику постоянством событий "мама даёт только хорошее" и помогают именно такими объяснениями, чтобы в дальнейшем он мог сам думать сокращённо — "От мамы? берём", "Ждали? Принимаем". Эти сокращённые прамысли и есть то самое пресловутое "базовое доверие", которое потом можно распространить на бОльший круг жизненных явлений. Но если "весёлая" мама будет иногда подсовывать вместо вкусняшки перец, чисто "для прикола", или бабушка, войдя, решит напугать малыша, этих более сложных связей-кирпичиков не появится, фундамент базового доверия строить будет не из чего, и человек привыкнет на всю жизнь пытаться оценить любую вещь "как есть", без контекста.

Я и они

Ещё одна особенность прапсихики состоит в том, что окружающий мир в принципе не воспринимается как существующий сам по себе. Воспринимается не мир в целом, а только отдельные взаимодействующие с Я объекты, которые, соответственно, являются либо "пищей", либо "угрозой". В отличие от такого двоичного взгляда "Мне это хорошо" и "Мне это плохо" у развитой личности, на глубоком уровне чувствующей и понимающей огромность и многообразие мира, появляется третья важнейшая оценка — "Меня это не касается", "Это не для меня". Вдобавок к этой осмысленной нейтральной оценке у зрелой личности есть, основывающееся на фундаменте "Я есть" и базовом доверии к миру, ЛЮБОПЫТСТВО, то есть интерес к этим нейтральным явлениям: "Это меня не касается, это не еда и оно мне не угрожает, но интересно, как бы оно меня коснулось если бы я сам его коснулся первым?". Это двигатель человеческого познания как такового. Кстати, уровень "святости", тот самый проповедуемый многими учениями "отказ от ЭГО" как раз и характеризуется окончательным уходом личности от бинарного деления на "хорошо"-"плохо" через отношение объектов к себе, и отказом от Я как от главного мерила, при сохранении интереса к жизненным явлениям самим по себе как таковым.

otsenka

Все мы люди

У любого, самого развитого человека бинарная психика продолжает помогать оценивать события. Так, мы сразу оцениваем лицо противоположного пола "симпатичен-несимпатичен", или фильм по первым кадрам "интересен-не интересен", ещё не углубляясь в серьёзное понимание и осмысление. Но неразвитая личность не интересуется явлениями, которые не угрожают или которые нельзя использовать. Они просто остаются незамеченными. Тем не менее иногда какое-то явление привлекает чем то такую личность, как то задевает, возможно, просто случайно. Тогда, при невозможности вынести собственное суждение "это меня не касается", пограничник прилагает усилия к тому чтобы хоть как-то оценить явление, причислив его к "хорошо" или "плохо" на основании опять же, некоторых уже имеющихся (предвзятых) идей. Он не может оставить ничего неоцененным. Это всё равно что повернуться спиной к неизвестному, что возможно только при наличии базового доверия. При этом оценка неизвестному обычно даётся негативная, и начинается яростная борьба с тем, что его на самом деле вообще не касается.

ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>>>>>

 

 

 

 

 http://anima.realmagic.ru 

Просмотров: 872 | Добавил: Senicup2019
Поиск по сайту
Наше кино
БФФ на SeniCup
По теме сайта
Присоединяйся!
Друзья сайта
  • Генеральный спонсор
  • Офис SENI в Беларуси
  • SENI CUP на TUT.BY
  • SENI CUP на INTERFAX
  • SENI CUP на Mail.RU
  • ООН/ПРООН в Беларуси
  • Футбольный партнер
  • Социальный спонсор
  • Прикосновение к жизни
  • Туровская епархия
  • Football.By
  • ДОЦентр "НАДЕЖДА"